Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 3
Говорят, что Отдел Государственных Театров упраздняется, но что конституции отдельных театров остаются в силе.
En realite, - всякая конституция постольку прочна, поскольку она внутренне связана с жизненными соками конституируемого учреждения. С этой стороны я за Малый театр не боюсь: его конституция, Вами утвержденная 25 марта, насквозь пропитана этими соками и поэтому жизнеспособна при всяких условиях. Но опасность в том, что никакой театр теперь не гарантирован от опытов in vili anima ничем, кроме личного отношения к нему тех, от кого он находится в правовой и материальной зависимости, и легко может стать предметом самых, может быть, - с наилучшими намерениями производимых, - идеологических опытов, которые, однако, приведут его к судьбе кролика на столе вивисектора. И это - неизбежно. Еще неизбежнее, что в самом организме театра найдутся такие элементы, которые и в мирном его существовании разлагающим образом влияют на его жизнеспособность, а при условиях, при которых конституция в действительности становится лишь «клочком бумаги», размножаются, как туберкулезные бациллы.
Живой и мертвый инвентарь государственных театров слишком соблазнителен своим богатством, чтобы не привлекать к себе внимания завоевателей. Все протянут к нему руки - отделы, союзы, личности - все. И руки с цепкими пальцами, в неисчислимом количестве. Если бы эти руки были руками сеятелей, и театры - амбаром ржи или пшеницы, можно было бы ждать, что расхищенные зерновые склады не все будут смолоты и съедены, и хоть часть их обсеменит поля и даст урожаи сам-сто. Но то, что будет с этими художественными целыми, скорее наводит на другую параллель. Каждый крупный театр есть цельный сросшийся организм. Таких всего несколько во всей России, едва ли 7 - 8. Их нельзя раздроблять. Это было бы все равно, что разрубить на части заводских коней или симменталов и рассылать эти части по России в убеждении этим путем поднять коневодство и скотоводство страны. Скорее всего прибавится только блюдо жареного к обеду реформаторов, но порода нисколько не улучшится.
Вы более или менее меня знаете и, надеюсь, не объясните себе того, что я сейчас скажу, никакими другими побуждениями, кроме пользы бесконечно любимого и важного дела.
До сих пор при разыгравшихся вовсю, по условиям революционного процесса идеологических фантазиях со стороны искренних и убежденных людей и аппетитах - со стороны так называемых «примазавшихся», коих, увы, большинство, - государственные театры и наиболее ценные частные спасала от участи кроликов и симменталов Ваша политическая сила и Ваша личная высокая культура, а лучшие московские театры - беззаветная любовь к ним и неутомимая энергия человека и чуткого, и энергичного, и доброго - Е. К. Малиновской, как петроградские - знание дела и ясный ум И. В. Экскузовича.
О Вас я не знаю ничего определенного - сохраните ли Вы хотя бы высшее руководство государственными театрами за собою без смешения их, а также Художественного и двух-трех еще в общей массе. Об И. В. Экскузовиче - то же. Есть слабая надежда, что [одно слово неразборчиво] это так будет. Но Е. К. Малиновская определенно уходит. Это прямой вред для московских «настоящих» театров.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.