menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 54

Такое отношение к памяти А. И. Южина совершенно естественно. А. И. Южин в глазах его современников знаменовал собою целую эпоху в жизни Малого театра. Малый же театр в представлении русского общества всегда был неотрывен от жизни русского народа, от его нужд и запросов, от передовых идей современности, волновавших лучшие умы России. Это прекрасно выразил ректор Московского университета А. Я. Вышинский, говоривший в своей речи над гробом А. И. Южина: «Без Малого театра нет истории нашей культуры, истории нашей общественности, без Южина нет истории Малого театра».

Это понимали все, как единомышленники, друзья, так и идейные противники Южина. Ко дню его похорон был выпущен специальный циркуляр Рабис, отмечавший титаническую работу Южина по сохранению великих ценностей прошлого, приобщению к ним трудящихся и призывавший всех членов союза должным образом откликнуться на кончину этого большего человека.

В статьях, посвященных памяти Южина, говорится о его ведущей, определяющей роли в творческой жизни Малого театра за целую половину века и особено отмечается решающее значение его деятельности для Малого театра советского периода, для сближения его с революционной современностью.

В 1937 году в статье «Памяти героического актера», напечатанной в газете "Соверское искусство» и посвященной десятилетию со дня смерти А. И. Южина, П. М. Садовский говорит о том, что настала необходимость ввести в театральный обиход понятие «южинские традиции». «Именно сейчас, когда жизнь наша полна новым героическим содержанием, - пишет П. М. Садовский, - теперь, как никогда, советский театр ощущает потребность в воскрешении этих традиций». Садовский имел в виду главным образом традиции актерского исполнения Южиным героико-романтического репертуара. Но понятие «южинские традиции» следовало бы значительно расширить и включить в него систему теоретических взглядов Южина, складывавшихся под влиянием его долгой актерской практики в стенах Малого театра.

Сложившаяся в годы реакции передовая, демократическая театральная теория Южина была близка эстетическим воззрениям русских революционных демократов - Белинского, Чернышевского, Добролюбова, она являлась закономерным продолжением и развитием театральных взглядов гениальных реформаторов русского театра Пушкина, Гоголя и Островского, впитала в себя лучшие традиции из наследия преобразователя русской сцены М. С. Щепкина, проникнута их духом.

Конечно, не все в театральных взглядах Южина одинаково ценно для нас. Идем народничества, владевшие умами русской интеллигенции 70-х годов, наложили неизгладимый отпечаток на личность этого большого художника, формировавшуюся в то время. Они помогли Южину стать гражданином своей страны, болеющим за страдания родного народа, но они же долгое время мешали ему увидеть истинные нужды народа. И хотя Великая Октябрьская революция заставила Южина во многом переоценить прежние ценности, однако идеи семидесятников, всю сознательную жизнь питавшие его творчество, так до конца и не были им преодолены.

Ежегодник малого театра 139 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.