menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 8

Признавая Комиссаржевского талантливым режиссером, Южин опасается, что он не захочет считаться с реалистическими основами актерского искусства Малого театра. Но Ф. Ф. Комиссаржевский пишет Южину письмо. «Желание работать с актером и для актера и заставило меня обратиться к Вам, желать работать в Малом театре... Мне передавали, что Вы сочувственно относитесь ко мне как к художнику, и это дало мне смелость обратиться к Вам. Если я стучусь в данное время в двери «Дома Щепкина», то только потому, что сам глубоко ценю шепкинские традиции и «актера», воспитанного на этих традициях, и хочу своими знаниями и искусством быть полезным и тому и другому».

И Южин решает пригласить Комиссаржевского ставить юбилейный спектакль, посвященный пятидесятилетию со дня смерти Щепкина, и поручает ему разработать программу торжественного вечера. Комиссаржевский представил разработанную им программу на обсуждение режиссерского совета. Он предполагал в день щепкинского юбилея наглядно показать зрителю этапы развития постановочной культуры спектакля от Щепкина до современности. В этих целях им были намечены к постановке: 1) комедия "Матрос", поставленная так, как она шла при своем появлении на русской сцене, то есть в павильоне кулисной системы: 2) водевиль Сологуба "Букеты" в сценической обстановке более позднего времени уже в павильоне "кабинетного характера", с некоторой перспективой - косые окна, двери и падуги вместо потолка: 3) один акт из «Ревизора» или «Горе от ума» - в том виде, как эти спектакли шли в 1913 году на сцене Малого театра; 4) "Лекарь поневоле" Мольера - в стиле парадных спектаклей XVII века, с музыкой, танцами и т. п., поскольку стилизация была режиссерской модой этих лет, и, наконец, «Апофеоз» с участием всей труппы.

Еще до заседания режиссерского совета стало известно, что директор императорских театров, ознакомленный с программой Комиссаржевского, целиком ее одобряет.

Южин, который дал полную самостоятельность молодому режиссеру, считая, что Комиссаржевский человек талантливый и из него «может быть в твердых руках, без покровительства высших чинов толковый режиссер», категорически не согласился с представленной работой, справедливо усматривая в ней стремление режиссера передать «эволюцию формы сценической постановки», а не прославить великого реалиста и реформатора русской сцены М. С. Щепкина. Но в условиях, когда вышестоящее и всемогущее для императорского театра начальство проект одобряет, положение у Южина сложилось тяжелое. На заседании режиссерского совета под предлогом отсутствия свободных актеров для разучивания этих пьес Южиным были изъяты из программы юбилейного вечера «Матрос» и «Букеты».

Но когда на генеральной репетиции за два дня до премьеры Южин увидел «Лекаря поневоле», поставленного Комиссаржевским под сильным влиянием мейерхольдовских постановок в Александрийском театре, спектакль насквозь эстетский, в стилизованных декорациях художника Брэндовского, он снял его с премьеры и заменил готовым спектаклем «Мнимый больной». Южин мотивировал это тем, что данная постановка «Лекаря поневоле» «не подходит к традициям Щепкина». «Дрянное искусство», - пишет он Гнедичу в ноябре 1913 года по поводу этого спектакля.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.