Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 17
26
ВЛ. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А.И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ
16 июля [1901 г.]
Очень приятно было получить от тебя письмецо, дорогой Саша, а от Мар|ии| Сафр[оновны] узнать, что все вы живы-здоровы и, словом, все по прежнему. Ты вон какой счастливый, написал уже три акта (отчего же мы в жизни называем «актами», а пишем всегда «действия»). Треплев говорит в «Чайке»: «Тригорин выработал себе манеру, и ему легко». А я около трех лет не писал ничего и около пяти - пьес. Писать как следует начал только в это лето около половины июня и почувствовал, что это так трудно, как будто я всю жизнь был только режиссером (Аграмовым). До этого лета, т. е. все прошлое и все пребывание в Крыму, я только «собирал материал». А это, как ты знаешь, занятие легкое, приятное и даже оставляющее горделивое чувство могущества. Хорошо бы, если бы я всегда только собирал материал, а какие-нибудь гномы за меня писали. Я бы только говорил им - как надо, чтобы было хорошо. Словом, я едва закончил два акта - большие-большие, длинные-длинные. (Я начинаю подражать тебе и - ей-ей, не шутя - вспоминаю «Закат».)
А попадающиеся под руку критические статьи все говорят о сжатости драматич[еской] формы, даже об утонченной сжатости современной драмы. И я когда-то стремился к этому!.. Надо, ужасно надо быть в Москве к 1 августа, а 3-й и 4-й акты!.. Надеюсь, что ты меня познакомишь со своей пьесой раньше, чем как это было с «Закатом».
До свидания.
Целую тебя и Марусю. Котя целует вас обоих.
Твой Вл. Немирович-Данченко.
27
ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ
[Декабрь 1901 г.]
Милый Саша!
Маруся сказала Коте, что очень сердита на нас. Я подозреваю, что речь идет о генеральной репетиции... Прошу тебя хоть раз в жизни поверить мне... Я не только хотел, чтобы она и ты были на генеральной, я хотел пригласить очень многих из артистов Малого театра. Вот тебе совершенно искренние мои предположения: я ждал, что мои старые товарищи по Малому театру окажут мне какое-нибудь внимание (венок, телеграмма - что-нибудь в этом роде) ввиду моего возвращения к драматургии, - и в ожидании этого я хотел быть предупредительным. Я заготовил уже письма Глик[ерии] Ник[олаевне] Федотовой, Мар[ии] Ник[олаевне] Ермоловой, Ленскому, Рыбакову, Садовским... Спектакль четверга отменил именно в расчете, что репетиция затянется до 6 - 7 часов... Я ни одной минуты не мог думать, что в четверг мы отменим генеральную, потому что в среду была первая репетиция всей пьесы - до того только раз прошли три акта, а то все по одному и по два.
Но когда эта единственная репетиция всей пьесы прошла, мы с К[онстантином] С[ергеевичем] рассчитали, что гораздо важнее пройти по нескольку раз отдельные качавшиеся сцены, чем всю пьесу. И в четверг мы репетировали эти сцены с 2 до 10 вечера, без гримов и костюмов.
В конце концов все это вышло очень досадно и будет еще обиднее, если Вы в Малом театре будете думать, что я просто игнорировал... Тем более тебя и Марусю. А в среду я все равно никого не пустил бы. Смейся, но ведь у нас было всего-навсего 45 репетиций! Да сколько замен!
Твой Вл. Нем[ирович]-Дан[ченко].
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.