menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 36

«Сегодняшний вечер ЦК Пролеткульта назвал «диспутом о театрах... - раздается в настороженной тишине зала его спокойный, уверенный голос. - Не думаю, чтобы мои оппоненты могли переубедить меня или я моих оппонентов. Слишком непримиримы те основы, на которых мы стоим, и в этой принципиальной непримиримости вся трагедия русского театра... Попробуем на сегодня отложить в сторону разницу взглядов наших на театр и страстность взаимных выпадов против тех, кто не согласен с нами, - продолжал далее Южин. - Попытаемся в качестве участников в великом социальном перевороте всемирно-исторического значения или, во всяком случае, в качестве его современников быть на высоте спокойного и холодного анализа прежде всего самой сущности театра, затем - особенностей театра, предшествовавшего нашей эпохе, театра современного ей и театра, который она, несомненно, вызовет и который, как многие ошибочно думают, может быть создан принудительным порядком. Этим посильным для меня меня анализом я, по желанию ЦК Пролеткульта, и хочу поделиться с вами».

И после этого краткого вступления, сказанного тихим, размеренным голосом, Южин, все более и более увлекаясь, перешел к изложению своих взглядов на искусство театра, сложившихся в течение его почти сорокалетней работы в Малом театре.

Южин говорил о том, что искусство является органической, лучшей частью жизни, существует для нее. Оно активно вторгается в жизнь, стремится сделать ее прекрасной. Он говорил о специфических особенностях театрального искусства, задачей которого является «глубочайший синтез текущей жизни», о театральном коллективизме, неверно понимаемом некоторыми поборниками театра массового действа как «крупномасштабная спайка, техническая нивелировка, которую мы теперь называем ансамблем». Первым условием театрального коллективизма Южин считает требование, чтобы каждый член театрального коллектива обладал «ярко выраженной индивидуальной силой». Он говорит о необходимости профессионализации для актера.

Но профессионализация, отточенное актерское мастерство нужны, по мнению Южина, не сами по себе, а ради того, «чтобы в будущем, когда творчество пролетарского драматурга поставит театру требование дать героя-рабочего, - театр мог дать подлинную героическую фигуру, со всей полнотой и богатством его переживаний». «Для этого же необходимо, чтобы театры имели в своих рядах ту несметную силу талантливых актеров, которые и вечные и незабываемые образы отлили Гамлетов, Макбетов, Орлеанских дев и Чацких, Дмухановских и Фамусовых».

Убедительно, горячо и страстно говорил Южин об общественной роли русского профессионального театра, созданного «творческим вдохновением самого народа». Он обстоятельно и глубоко обоснованно излагал свои взгляды на искусство театра как на искусство революционное, в силу этого близкое, понятное и нужное освобожденному народу, творящему новую жизнь. «Искусство всегда защищало идею свободы и высшие идеалы человечества, - говорил Южин, - а актер всегда был близок пролетариату потому, что сам был пролетариатом, производящим культурные ценности».

Ежегодник малого театра 153 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.