menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Актер, мыслитель. Часть 3

Южин обладал жестоким самоконтролем. Он хотел «познать самого себя» и все время боролся с самим собой. Он писал: «Единственное средство заставить признать в себе талант — это начать работать и довести эту работу до виртуозности». Южин умел глубоко заглядывать в себя. Перечисляя свои недостатки, он намечает план дальнейшей работы: от чего он должен избавиться и что должен приобрести; при этом он беспощадно критикует себя: «Плохо гримируюсь на молодые роли, то есть не плохо, а надо лучше: мимика однообразна. Нет игры в глазах, есть только игра глазами, нужно, чтобы в глазах у меня отразилась внутренняя исиянь лица, которое я играю; все еще сутулюсь; плохо обуваюсь; еще очень недавно я пересиливал роль — бросал в нее больше мускульного напряжения, чем это нужно; ...начал, только начал лучше располагать свои силы, но все-таки только начал; надо пластику довести до того совершенства и свободы, чтобы меня не могли уже обвинить в том, что я слишком пластичен; читать все отзывы, как бы они глупы ни были, надо. Правда свое возьмет. Критика — критикой, вражда — враждой, а дело — делом».

Все это записывалось Южиным в 1892 году, то есть спустя десять лет после его вступления в труппу Малого театра, когда он был признан мастером, когда в труппе он занял ведущее положение, когда им был сыгран ряд больших и серьезных ролей, как Гамлет, Чацкий, Макбет и целый ряд других. Кредо Южина — артистическую работу доводить до совершенства, отдавая ей все: талант, темперамент, мысль, ум.

Жизнь Южина заполнена постоянным, напряженным трудом, жить для него — прежде всего творчески работать и создавать. Южин — запас какого-то могучего душевного здоровья, кладезь какой-то магнетической энергии, неустрашимой настойчивости во всем, широкого размаха и в работе и в личной жизни, человек долга и чести. Южин обладал организаторским талантом, умел хладнокровно многое предвидеть. Он знал, что такое план и значение плана в работе. У Южина можно было у жать в самом начале сезона, какая репетиция будет, предположим, в четверг такого-то числа в конце сезона. И редко его план не совпадал с действительностью, этому могло помешать только экстраординарное событие.

Отличительным артистическим свойством Южина была полная свобода поведения на сцене. Казалось, он родился на сцене. Никогда никаких «замешательств» ни на минуту, никаких волнений не по сюжету. Это было то артистическое самообладание, тот творческий покшой, та грань, когда актер легко, свободно пользуется своим талантом, владеет им в совершенстве. Ритм речи, движений до предела сливается с образом.

Сорок пять лет жизни Южин отдал Малому театру. Он именно отдал их Малому театру. Жизни вне Малого театра, вне защиты его традиций, правильно им понимаемых, он не мыслил.
 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.