Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 47
Итак, «старый, почтенный в своей дряхлости и жалкий в своей беспомощности театр традиции» как называли Малый театр сторонники «Театрального Октября», поставив пьесу революционного драматурга, показал себя жизнеспособным, творчески сильным организмом, от которого, по общему мнению театральной прессы, «можно ждать ценных работ».
Значение этого спектакля и для Малого театра, и для всего советского театра в целом определяется еще и тем, что он нанес чувствительный удар по мейерхольдовскому «Театральному Октябрю», показав широким кругам театральной общественности, что «революционизировать театральное искусство можно не только на основе «мастерства формальной техники», как на этом настаивали сторонники «Театрального Октября», а на основе глубоко идейной, содержательной, художественно ценной революционной драматургии в реалистическом, театрально ярком исполнении.
Сторонники «Театрального Октября» с недоумением обнаруживали не приятие его широкими массами трудящихся и постепенно начинали испытывать недоверие к тем методам, которыми Мейерхольд пытался приблизить театральное искусство к советской действительности. Уже в феврале 1921 года Ю. Соболев в «Московских наблюдениях» констатирует, что "театральная Москва настроена к «Театральному Октябрю» враждебно» . Критик В. Блюм в статье «Коммунисты и «Театральный Октябрь» пишет, что среди многих коммунистов «Театральный Октябрь» непопулярен». Ю. Соболев в одной из своих корреспонденций отмечает, что актерство в провинции "ненавидит" Мейерхольда, так как не понимает или не хочет понимать его указаний. «Массы не приняли этой первой театральной революции", - констатировал в «Вестнике театра» Хрисанф X. и дальше писал о том, что "Теотральный Октябрь" грозит обратиться на наших глазах в фантастическую театральную постановку отдельного гениального режиссера, смутившего и заставившего галлюцинировать всю Россию». И в этом признавались самые ярые сторонники и защитники «Театрального Октября».
Конечно, только делом можно было доказать возможность создания революционного спектакля исключительно с помощью «мастерства формальной техники». Когда же предложенные Мейерхольдом как эталон революционного спектакля «Зори» Верхарна у народного зрителя успеха не имели, так как, по свидетельству Луначарского, непонятны были ни футуристические декорации «Зорь», ни то, почему вместо живых людей с человеческими характерами по сцене ходили и вещали какие-то «отвлеченные понятия», многие театральные работники пришли к выводу, что на основе такого подхода к решению революционной темы идейно и художественно значительного спектакля не создашь.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.