menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 5

В текущий репертуар он предполагал включать широкий круг пьес современных авторов, главным образом русских, чтобы через современную драматургию искусство театра было теснее связано с окружающей жизнью. Современные русские и западные пьесы, включаемые в текущий репертуар, обязательно должны были иметь определенное общественное значение и стоять на достаточно высоком художественном уровне.

Южин утверждает, что Малый театр - театр актера и драматурга прежде всего: «Отец и мать пьесы - автор и труппа, а режиссеры всех наименований и степеней только повивальные бабки или акушеры». Он декларирует абсолютное первенство актера в Малом театре, заявляя, что именно способность к самостоятельному творчеству делает актера хозяином и царем театра.

Подчеркивая в своей речи громадное значение организаторской и художественной деятельности режиссера в современном театре, А. И. Южин не допускал и мысли о возможности существования в Малом театре режиссера, который бы вмешивался непосредственно в актерское творчество, в процесс превращения актером типического характера, созданного автором, в конкретный живой образ.

Взгляды Южина на режиссуру во многом определяются тем, что он был актером-романтиком и его творческие устремления были тесно связаны с эстетикой романтического направления. Единственным выразителем на сцене благородных мыслей и высоких чувств был для Южина актер. В режиссере же он видел врага свободной творческой инициативы актера и не принимал его.

Во взглядах на режиссера, сложившихся у Южина к моменту его прихода к руководству Малым театром, в известной мере сказалось двоякое влияние Художественного театра. С одной стороны, роль режиссера-художника в создании спектакля была всем очевидна. С другой же стороны, тот режиссерский деспотизм, который Художественный театр культивировал в первые годы своей деятельности и от которого впоследствии отказался, подхваченный символистским театром и возведенный в основной принцип Мейерхольдом, был неприемлем для Южина.

Сознательно ограничивая роль режиссера в создании спектакля в Малом театре, Южин тем самым в какой-то мере отказывался от известной культуры спектакля, от завоеваний русского театра, достигнутых в области режиссуры.

Взамен этого он призывал актерский коллектив к систематической и упорной работе над собой, выдвинул программу обновления искусства Малого театра путем привлечения свежих актерских сил со стороны и выявления новых талантов в труппе.

«Впечатление от моей речи, кажется, глубокое: поняли, что спасение театра и труппы в напряженной работе», - записывает Южин в дневнике 1909/10 года. И действительно, его энтузиазм и горячая вера в творческие силы актерского коллектива Малого театра передались труппе. Н. Е. Эфрос, постоянный обозреватель московских театров, в «Ежегоднике императорских театров», выпуск IV за 1909 год, пишет: «Призыв к работе окрылил надежды и энергию. Настроение в труппе стало бодрое и приподнятое, в котором спорится всякое дело».



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.