menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 46

Правда, в спектакле преобладали мотивы этической оправданности революции над раскрытием ее социальной справедливости, но все же постановка «Оливера Кромвеля» имела этапное значение для жизни Малого театра первого десятилетия после Октября. Торжество победившей революции - так звучал спектакль, имевший огромный успех у широких слоев народного зрителя. Он показал, что творческие возможности Малого театра далеко не исчерпываются рамками классического репертуара, как это старались доказать «левые» художники. Постановка «Оливера Кромвеля» убеждала в том, что освоение революционной драматургии театром, в котором актеры воспитаны на передовых реалистических традициях, чрезвычайно плодотворно для советского искусства. Театральная пресса отмечала великолепный актерский ансамбль в «Оливере Кромвеле» и «с особой радостью констатировала, что «Домом актера Малый театр остается до сих пор».

В этом спектакле Южин создал образ Оливера Кромвеля. Он сумел в своем актерском исполнении преодолеть некоторую идеализацию образа, которая была у Луначарского. Оливер Кромвель, созданный Южиным, был более историчен, Южин показал ограниченность Кромвеля, его фанатическую веру в предопределенность собственной миссии, его трагическое одиночество, ощущаемое им как наказание за отступление от евангелических заповедей, но на самом деле объяснявшееся тем, что он недостаточно ясно понимал необходимость теснейшей связи с революционными массами. Но в то же время Южин наделял Кромвеля огромной силой ненависти и презрения к паразитировавшей за счет народа и поверженной им монархии, непоколебимой уверенностью в ее исторической обреченности и нравственном вырождении, он был как будто одержим верой в правоту и справедливость творимой для народа и будущих поколений революции. Образ Оливера Кромвеля у Южина приобретал монументальный характер, он нес в себе пафос революции и веру в ее конечную победу.

Значительной актерской удачей П. М. Садовского был образ изнежен ного и коварного монарха, наделенного чертами вырождения и сознанием собственной обреченности. Главный успех выпал на долю А. А. Яблочкиной, В. Н. Пашенной, Е. Н. Гоголевой, С. А. Головина. С. В. Айдарова, В. Н. Аксенова и других исполнителей.

Театральная критика отмечала, что именно исполнение Южиным роли Кромвеля определило успех спектакля, придавало ему такую цельности и масштабность, несло в себе его основную тему.

Даже противники академических театров были вынуждены признан, удачной постановку революционной пьесы «цитаделью академизма» - Малым театром - и за неимением серьезно аргументированных возражений позволяли себе выпады в печати против Южина, скорее личного, чем критического характера. Так, например, некто, пожелавший остаться неизвестным и подписавшийся таинственным «С», писал в статье «Олннер Кромвель» в Малом театре»: «Южин - Кромвель убежденно казался лишним в этой им одним заполненной пьесе: если он и произвел впечатление, то, надо думать, на «дам» - и то лишь постоянным, в каждом акте, напоминанием, что у него усы жесткие, «как конская щетка» .

Ежегодник малого театра 130 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.