menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 20

Именно народные сцены - сцены народного веча в первой и последней картинах - стали центром спектакля. Это давало основание Южину рассматривать «Посадника» как народную трагедию. В сентябре 1918 года начались репетиции, с тем чтобы выпустить спектакль к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Для Южина создание образа Посадника было возвратом к героической теме в его актерском творчестве. Однако новой для него была тема народовластия, прямые призывы к утверждению права народа самому решать свою судьбу, с такой силой прозвучавшие в спектакле.

Спектакль имел огромный успех у широких масс зрителей. О том, какое воздействие произвел он на рабочих и красноармейцев, которым его показывали перед отправкой на фронт, свидетельствует А. В. Луначарский: "Спектакль с участием Южина производил на рабочую и красноармейскую паству неотразимое революционное впечатление... всей совокупностью революционно-художественного настроения, яркостью картин массы в ее героизме. Я никогда не забуду тот спектакль, на котором половина зала была наполнена проходившим через Москву на запад полком из красноармейцев-крестьян, набранных в захолустных уездах Заволжья. С каким-то подавленным вниманием, а в вершительном моменте даже со слезами, смотрели красные солдаты на внезапно раскрывшееся перед ними зрелище".

Этот спектакль доказал творческую жизнеспособность театра, его умение и в новых условиях пролетарской революции служить своим искусством народу, он способствовал сближению театра с революционной современностью и имел принципиальное значение для дальнейшего пути Малого театра.

Встреча театра в процессе создания спектакля с таким крупным режиссером как Санин, оставила глубокий след в его искусстве. После постановки Санина, особенно народных сцен в этом спектакле, коренная режиссура Малого театра (Платон, например) с большей тщательностью и вниманием стала относиться к народным сценам, стремясь раскрыть их настроения, переживания. Впоследствии это особенно ярко сказалось в спектакле «Любовь Яровая».

"Посадник" имел также чрезвычайно большое значение и лично для Южина. Огромный успех образа Посадника у народного зрителя помог Южину осознать свое место в советском театре, вернуться к созданию героических характеров.

Однако, несмотря на все революционное звучание спектакля "Посадник" в исторических условиях современной России, Южин понимал необходимость связей с передовой современной драматургией. Поэтому совершенно естественным является его обращение к творчеству М. Горького, драматургия которого раньше находилась под строжайшим цензурным запретом для сцены императорских театров.

Еще до начала репетиции «Посадника» Южин говорил М. Ф. Андреевой, приезжавшей в Москву из Петрограда, о своем стремлении увидеть новую, еще нигде не шедшую пьесу Горького «Старик» на сцене Малого театра и просил передать Горькому его просьбу разрешить Малому театру поставить «Старика».



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.