menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 48

После постановки «Оливера Кромвеля» в Малом театре с большей определенностью стало выясняться, в каком направлении пойдет развитие советского театрального искусства. Как и предполагал Луначарский, соединение «общественности» и «художественности», по его терминологии, или «свободолюбия» и «жизненной правды», как это называл Южин, или идейности и реализма, как это назвали бы мы, характерное для искусства Малого театра на протяжении ряда поколений и ставшее главной его традицией, оказалось тем сплавом, из которого нужно было ковать театральное искусство будущего.

Медленно и постепенно, в сложной борьбе с антиреалистическими течениями в советском театре утверждались реалистические традиции. И сам Мейерхольд, как большой художник, постепенно отказывался от тех крайностей, которые им допускались при внедрении в жизнь лозунгов «Театрального Октября».

Политика партии в отношении «Театрального Октября» была последовательной. Поскольку «Театральный Октябрь» стремился создать новое, революционное искусство, воспитывающее пролетариат в революционном духе, в духе преданности великому делу строительства нового общества, поскольку он призывал сделать театр агитатором и пропагандистом, - партия и правительство поддерживали это течение, его инициатора и организатора В. Э. Мейерхольда назначили заведующим Театральным отделом Наркомпроса, в ведении которого находились все театры страны. Но поскольку Мейерхольд, как заведующий ТЕО и вождь «Театрального Октября», нигилистически относился к культурному наследию прошлого, возглавил травлю академических театров и пытался насаждать в театре формалистические приемы, чуждые духу подлинно революционного искусства, - уже в ноябре 1920 года академические театры были изъяты из ведения Мейерхольда, в декабре письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (хотя «Театральный Октябрь» и не упоминается в нем) разоблачает буржуазную сущность футуризма и этим наносит косвенный удар по «Театральному Октябрю», и уже в конце 1921 года Мейерхольд от руководства театральным делом России устраняется совершенно. Становилось все более очевидным, что путь, по которому пойдет советский театр, будет определяться реалистической, проникнутой передовыми идеями и духом современности драматургией, дающей возможность актерам создавать психологически глубокие, живые, волнующие и близкие народному зрителю образы.

Успех «Оливера Кромвеля» окрылил Южина, доказал, что Малый театр жив, что Малый театр нужен народу. Враги театра должны были наконец умерить свой воинственный пыл перед фактом очевидной творческой жизнеспособности Малого театра.

В 1922 году в статье, написанной к сорокалетнему юбилею работы Южина в Малом театре, Луначарский, подводя итоги деятельности театра за первое послереволюционное пятилетие, писал: «... констатируем только тот факт, что Малый театр остался одним из любимейших театров, что пролетарии, которым предлагали билеты разных театров, вне всякого сомнения, предпочитали спектакли академических театров, в том числе Малого, что репертуар Малого театра не включал в себя ни одной мало-мальски вредной пьесы, но давал представление о русской и иностранных классических литературах в строго выдержанной реалистической игре и устремлялся насколько это было возможно при условии его давнего прошлого и его затвердевших традиций, навстречу требованиям времени».

Ежегодник малого театра 127 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.