menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 4

Вы знаете, что я в деле Малого театра во многом был ей в яркой оппозиции и по вопросу «Временного положения» и «Основного». Но за два сезона я убедился, что имею дело с человеком и честным и лояльным в своих обязательствах. Что благодаря ей Малый Театр получил ту необходимую долю улучшения условий своего существования, без которой совершенно немыслима была бы его художественная работа. Думаю, что и Художественный театр всецело примкнет к моему мнению. А без этой доли облегчающих условий никакая энергия непосредственных руководителей театра не могла бы оградить его художественной высоты даже в той малой мере, в какой удалось это сделать: трудно уберечь араукарию от московского снега, если ее не укутать... хотя бы рогожей.

Я должен Вам это написать теперь - и пишу, хотя бы, может быть, и безрезультатно. И ныне и присно - надеюсь, не во веки веков - так называемые «закулисные трения», особенно в ужасавшей меня всегда сфере политических пружин, всегда гибельно отражались на судьбе искусства. Но и здесь я вижу выход, который беру на себя решимость представить Вам в полной расшифровке.

Прежде всего только Вы должны сохранить за собою персонально высший правительственный авторитет над настоящими художественными театрами, и расширить объем этого авторитета. У Вас нет морального права при существующем положении дела не только отказываться от этого долга перед русской культурой, но и поступаться какой-либо частью своей власти, хотя бы во имя самых глубоких соображении, недосягаемых для моего ума и для моей осведомленности, и пружин, создающих сумму политических - и в прямом и в переносном смысле слова - мотивов для уступок.

И дальше, - если эти соображения, эта политика требуют объединения театров - предоставьте коллегии из представителей управления каждого отдельного такого настоящего театра выбрать самим объединяющих их сношения с властью в Вашем лице заведующих московскими и петроградскими отборными театрами. Я убежден, что их выбор остановится на тех же лицах, которых Вы два сезона назад назначили сами. Лица эти очень важны при самой широкой автономии для всех условий, в которых она может быть плодоносна. Наконец, бюджет этих театров и их правовое и финансовое выделение из общей груды русских театров - вопрос существования русского театрального искусства, его значения в высшем смысле слова. Эти театры - лаборатории, остальная масса - аптеки, распространяющие выработанные в первых спасительные средства. Роль и значение первых и вторых - пусть одинаковы. Процесс работы и управления - совершенно иные, и подведение их под один ранжир - гибель лаборатории, и значит, и аптек.

Пишу позднею ночью, верите, на рассвете, и мне, как пушкинской Татьяне, "страшно перечесть". Все время гнездится в душе мысль, что эта неоспоримая правда бессильна перед «конъюнктурами». Но в вопросах принципа - Вы же знаете хорошо как политический деятель - нельзя останавливаться перед мыслью о бесплодности, о возможности неуспеха данного шага. Поэтому, не веря в успех, я все же посылаю Вам это письмо, веря хотя бы в то, что Вы его прочтете.

Искренне уважающий Вас А. И. Южин.

Ежегодник малого театра 127 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.