menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 45

Поэтому так враждебно было встречено ими стремление руководства Малого театра к сближению искусства театра с советской действительностью путем постановки на его сцене пьесы революционного драматурга Луначарского - «Оливер Кромвель».

«Левые» пытались доказать, что и пьеса не революционна и драматург выступает в ней чуть ли не контрреволюционером. Керженцев, например, нападал на Луначарского за то, что он, обращаясь к событиям английской буржуазной революции XVII века, написал пьесу об Оливере Кромвеле, а не о левеллерах, и печатно заявлял, что пьеса Луначарского есть «гимн политическому соглашательству и суровое порицание коммунистическим настроениям эпохи».

Нападки на автора и пьесу достигли таких размеров, что Луначарский был вынужден поместить в «Правде» в ответ на выпады Керженцева "письмо в редакцию" и, кроме того, выступить в Доме печати со специальным докладом, в котором объяснял свое обращение к теме английской буржуазной революции XVII века интересом к победоносному характеру ее событий, а увлечение образом Кромвеля - желанием показать исторический образ революционера, одержавшего победу.

Южина не останавливали нападки на пьесу и шум. поднятый вокруг нее.

Южин был убежден, что идеологическая и творческая перестройка Малого театра должна происходить на основе его прочных, исторически сложившихся реалистических традиций. А так как связь с передовой современной драматургией была одной из основных традиций Малого театра, то постановка "Оливера Кромвеля" лежала, по мнению Южина, в русле этих традиций.

Работа над пьесой продолжалась, и премьера «Оливера Кромвеля» состоялась 7 ноября 1921 года, к четвертой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Южин великолепно понимал идейное значение и художественные достоинства пьесы Луначарского. Несколько позже, в 1922 - 1923 годах, он написал специальное большое исследование: «Оливер Кромвель» - историческая мелодрама Луначарского», которое Луначарский предполагал опубликовать как вступление при издании своей пьесы. В этой статье Южин опровергает критиков пьесы, снижавших и искажавших ее политическое звучание. Ценность ее, кроме ее литературных достоинств, Южин видит еще и в том, что она посвящена первой в истории революции, завершившейся победой. Южин отмечает в своей статье некоторую идеализацию Луначарским образа Кромвеля, безликость солдатской массы, служащей фоном для деятельности Кромвеля. Однако в общем он очень положительно оценивает пьесу за пронизывающий ее революционный пафос и за глубокий психологи ческий реализм в обрисовке характеров главных героев.

Для оформления спектакля Малого театра Южин по совету члена художественного комитета Малого театра И. Э. Грабаря пригласил одного из крупнейших мастеров декоративного искусства - М. В. Добужинского. Режиссура спектакля была поручена И. С. Платону. По свидетельству Луначарского, «Александр Иванович Южин и труппа относились с необыкновенной тщательностью и бережностью к пьесе. . .», «они продумали в ней все детали и дали картины, которые меня как автора в полной мере удовлетворяли, которые, по-видимому, удовлетворяли и публику, судя по многочисленным и неизменно полным спектаклям прошлого года».

Ежегодник малого театра 170 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.