menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 1

Т. КНЯЗЕВСКАЯ

А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр

Жизнь А. И. Южина-Сумбатова -- это целая большая глава в истории русского театра, неотъемлемой части русской культуры. Сорок пять лет своей жизни Южин отдал Малому театру, и недаром один из славнейших периодов его истории - 80-е годы - называют ермоловско-южинским периодом.

В эти тяжелые для России годы, годы разгула реакции, на сцене Малого театра, всегда неразрывно связанного с жизнью народа, откликавшегося своим искусством на его нужды и потребности, появлялись произведения, проникнутые пафосом тираноборчества, и слышались героические призывы, вселявшие в сердца современников веру в победу, в торжество светлого начала.

И в первые десятилетия XX века, когда Южин был не только ведущим актером, но и художественным руководителем Малого театра, в условиях новой волны реакции 1907-1912 годов театр продолжал высоко нести знамя идейного, реалистического искусства.

Тяжелый идейно-творческий кризис, переживаемый театральным искусством буржуазно-дворянской России после поражения первой русской революции, являлся отражением общего кризиса буржуазной культуры к искусства в период империализма. В эти годы значительная часть театральной интеллигенции пыталась уйти от трагической действительности, от потрясений сегодняшнего дня в изысканный и причудливый мир «чистого искусства», пути к которому одни искали в символизме и мистике, другие - в формалистических абстракциях, третьи - в хорическом начале древнегреческого соборного действа. Несмотря на кажущееся несходство художественных устремлений, все эти театральные течения объединяла общая эстетическая позиция - позиция полного неприятия реализма в искусстве как метода, позволяющего с наибольшей ясностью, убедительностью, обще доступностью и полнотой обобщить и отразить явления реальной действительности.

Общее состояние театральной культуры России этого времени тяжело отразилось и на искусстве Малого театра. Театр начал утрачивать связь с передовой общественностью, его сцену наводнил поток безыдейных, слабых п художественном отношении пьес современных русских и западных драматургом, а вместе с оскудением репертуара мельчает и актерское мастерство.

В 1909 году к руководству художественной жизнью Малого театра пришел А. И. Южин-Сумбатов.

К этому времени А. И. Южин был уже сложившимся художником. Это был актер, переигравший почти все крупнейшие роли мирового трагедийного, героико-романтического и комедийного репертуара, драматург и глубокий, тщательный исследователь многих проблем современного театра, уже неоднократно выступавший в печати с изложением своих взглядов на цели и задачи сценического искусства.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.