menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 55

Южин всегда недооценивал роль режиссера как идеолога спектакля. Театр состоял для него только из двух слагаемых - автора и актера, он не понимал, что на современном уровне развития театра без единой организующей мысли режиссера, пронизывающей весь спектакль, спектакля как целостного произведения театрального искусства быть не может.

В своих требованиях к театру и актеру как главному носителю идеи театра Южин был максималистом. По его убеждению, великие идеи только тогда будут огромной силой воздействовать на эмоциональную природу зрителя, а через нее и на его сознание, формируя его, когда они будут облечены в эстетически прекрасную театральную форму. Без героики, без романтических взлетов, без накала красивых чувств и благородных мыслей, без пафоса страсти, без эмоционального потрясения зрителя и сопереживания его актеру - для Южина не существовало театра. От актера кроме огромной работоспособности он требовал еще и способности к «самостоятельному творчеству», способности путем «пытки творческого духа» творить из материала автора типическое и в то же время неповторимое индивидуальное живое лицо. Южин требовал от актера постоянной систематической работы над повышением внутренней культуры своего дарования.

Отдельные ошибочные высказывания Южина нисколько не умаляет его выдающейся роли, созидательного творческого участия в деятельности Малого театра, в развитии его искусства как до-, так и послереволюционных лет. Одной-единой цели была посвящена вся разносторонняя деятельность Южина как актера, теоретика, публициста, художественного руководителя Малого театра - утверждению реализма в искусстве и сближению его с современностью. Своей актерской работой в послеоктябрьские годы - образами Посадника, Кромвеля, короля Вельтландии Августа XIII - Южин на практике доказывал, что если драматургический материал несет волнующие современность идеи, то именно средствами реалистического искусства, путем глубокого постижения психологии героя можно создать театральные ценности большого художественного значения, насыщенные социальным содержанием, пронизанные романтически взволнованным пафосом революции. В первые годы после Октября, в условиях оживления антиреалистических театральных течений, деятельность Южина перерастала рамки Малого театра и приобретала чрезвычайное значение для становления реализма как магистральной линии развития всего советского театра в первое десятилетие его существования.

Вся жизнь Южина, его деятельность по идеологической и творческой перестройке Малого театра после победы Октября - пример самоотверженного патриотического служения большого художника и человека своей Родине, своему народу.

Ежегодник малого театра 133 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.