menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 19

Новый народный зритель во многом определял и новое звучание старых, «заигранных» спектаклей. Часто совсем неожиданная для исполнителей реакция зрительного зала на тот или иной поворот действия, на ту или иную реплику заставляла крупнейших деятелей Малого театра внимательно присматриваться и прислушиваться к этой реакции и перестраивать свою, ставшую уже привычной, концепцию сценического образа.

В первые годы после Октября осуществилось наконец давнее стремление Южина составлять «основной» репертуар Малого театра из шедевров русской и западноевропейской драматургии. Репертуар театра состоял почти исключительно из пьес Бомарше, Шиллера, Мольера, Шекспира, Лоне де Вега, Островского, Грибоедова, Гоголя, Тургенева.

Но тому зрителю, который ежедневно заполнял теперь зрительные залы театров, одних только классических произведений мировой драматургии было недостаточно. Рабочие и солдаты искали в театре ответа на события, бушевавшие за его стенами, они хотели услышать со сцены подтверждения справедливости того великого дела, участниками которого они были, им нужны были спектакли, перекликавшиеся с революционной современностью, объяснявшие великие события, происходящие в стране.

Перед Малым театром и перед Южиным как его художественным руководителем встала сложнейшая и в те годы трудноразрешимая проблема создания революционного современного репертуара.

Следуя своему всегдашнему убеждению, что театр, не отражающий современную жизнь, обречен на то, чтобы стать музеем, а не живым творческим организмом, Южин стремился найти пьесу, содержание которой было бы близко революционным событиям русской действительности. Итак как драматургия этого времени такого материала не давала, ему пришлось обратиться к незаконченной драме А. К. Толстого «Посадник».

Эта пьеса привлекла внимание Южина прежде всего тем, что она была посвящена борьбе вольного Новгорода, осажденного войсками суздальского князя, за свою свободу и независимость.

Этому первому после Великой Октябрьской революции новому спектаклю Южин придавал особое значение. Для его постановки были приглашены художник Арапов и режиссер бывшего Александрийского театра Санин, известный своим великолепным умением ставить массовые сцены. К премьере был выпущен специальный очерк Н. В. Давыдова, в котором говорилось об идейно-художественном значении пьесы. Театр несколько преувеличивал революционное звучание «Посадника», что отразилось и в очерке о пьесе. Давыдов рассматривал борьбу Посадника за свободу Новгорода как борьбу за «принцип народовластия», хотя «вольный Новгород» был, по существу, буржуазной республикой, в которой главную роль играло крупное боярство и купечество. Однако в революционной Москве 1918 года тема гражданского патриотизма, жертвенного служения народу, звучавшая в пьесе, была очень современна и отвечала чувствам нового зрителя. Эта тема была близка и Южину и всему коллективу Малого театра, увидевшему возможность через этот спектакль выразить свое отношение к революции.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.