menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 21

По приезде в Петроград Андреева передала эту просьбу Алексею Максимовичу и сообщила Южину, что Горький «весьма рад передать Вашему театру для постановки в этом сезоне пьесу «Старик».

24 сентября 1918 года Южин назначил особое заседание совета Малого театра для чтения этой пьесы и сообщил членам совета о своих переговорах с Горьким. Пьеса, прочитанная Н. К. Яковлевым, была принята единогласно.

На следующий после заседания день Южин пишет Горькому письмо, в котором сообщает о том, что «пьеса сделала исключительное впечатление», принята советом, и от имени совета горячо благодарит Горького за предоставленное театру право постановки «Старика». От себя лично он спешит добавить, что просит Алексея Максимовича поблагодарить М. Ф. Андрееву за то, что она была его помощницей в переговорах, и говорит о той радости и гордости, которые он испытывает от сознания, что первая в Малом театре пьеса Горького появится в репертуаре театра именно благодаря ему. «Для меня, как его старого работника, в этом факте безо всякого преувеличения большое счастье».

И хотя этот первый подступ к творчеству Горького, несмотря на успех у зрителя, не принес большой победы Малому театру, так как театр не до конца раскрыл философскую тему пьесы, несколько упростив и «обытовив», сам факт того, что на сцене Малого театра впервые была поставлена пьеса пролетарского драматурга, имя которого прежде было вычеркнуто из его репертуара, имел огромное значение не только для творческого пути Малого театра в новых, революционных условиях, но и для всего советского театра. Это подчеркивается тем, что В. И. Ленин в тех труднейших условиях нашел время посетить спектакль «Старик» в Малом театре.

И после постановки «Старика» Южин продолжал репертуарные поиски. Большую помощь своими дружескими советами оказывал ему в этом Луначарский. Но советская революционная драматургия еще только нарождалась в первое трехлетие после Октября. Малому театру не из чего было выбирать, поэтому на его сцене ставилась только классика.

В марте 1919 года «Вестник театра» сообщил, что Народным комиссариатом по просвещению предложено государственным театрам перейти от прежней формы управления советами театров, основанной на полной автономии, к новой форме управления, при которой государство осуществляло бы не только финансовый, но и идеологический контроль над деятельностью театров. Отныне репертуарные планы театров на каждый сезон должны были утверждаться Управлением государственных театров, а в случае несогласия руководства театра с решением управления театр имел право апеллировать непосредственно к народному комиссару по просвещению.

4 марта 1919 года уполномоченные труппы Малого театра - А. И. Южин, О. А. Правдин и С. Ф. Головин - представили народному комиссару по просвещению выработанное ими на основе «Временного положения» новое «Основное положение». «Этот проект получил полное, во всех своих статьях одобрение наркома и и тот же день был им подписан», сообщал «Вестник театра».



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.