Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 50
В 1923 году Наркомпрос принял решение об отмене автономии театров, игравшей положительную роль в период становления советского театра, помогшей театрам постепенно и относительно безболезненно сблизиться с революционной современностью, однако впоследствии ставшей тормозом на пути дальнейшего развития советского театрального искусства. Вместо автономии было введено единоличное управление театром директором, назначаемым Отделом государственных театров и утверждаемым лично народным комиссаром по просвещению. Первым директором Малого театра был назначен А. И. Южин.
И на посту директора Малого театра вся деятельность Южина была направлена на утверждение и развитие глубоко идейного, реалистического театрального искусства, на сближение его с революционной современностью.
О том, какое большое значение Южин придавал работе театров в рабочих районах, свидетельствует огромная работа, проделанная им в 1921 - 1922 годах по собиранию различных сведений и цифровых данных о состоянии всех районных театров Москвы, их творческих возможностях, пропускной способности, посещаемости и отношении к ним рабочего зрителя, положенному в основу большой статьи о районных театрах Москвы, написанной Южиным в связи с тем, что Московский Совет предполагал разработать широкий план реформ театрального дела Москвы и, в частности, хотел обратить внимание на организационную и творческую перестройку рабочих районных театров.
Хотя персонально к Южину с таким предложением никто не обращался, он счел своим долгом с присущей ему добросовестностью и тщательностью специально заняться этим вопросом. На основании анализа собранного им огромного фактического материала он приходит к выводу о необходимости планомерного, рассчитанного на 16 - 18 лет, строительства целого ряда театров (Южин намечал постройку 14 театров до 1940 года), расположенных в "периферийном поясе", то есть на рабочих окраинах Москвы. Причем он не ограничивается только констатацией того факта, что строительство театров необходимо для живущего на окраинах пролетариата, но и, учитывая густоту заселения отдельных районов, производя расчеты на несколько лет вперед, конкретно указывает, где, сколько должно быть построено театральных зданий, какими они должны быть быть, начиная с их вместимости и внешнего вида до подробного описания устройства всех внутренних помещений, на каких организационных принципах должно быть построено в них театральное дело, имея в виду, что их целью является художественно-просветительская деятельность, и как связать «в одно взаимодействующее целое все драматические театры московской периферии».
В 1923 году Малый театр получил помещение рабочего клуба Рогожско-Симоновского района на Таганке, где был организован филиал театра, впоследствии театр имени Сафонова.
В «Новом зрителе» отмечалось, что «Малый театр... сделал в этом отношении благой почин, которому должны последовать остальные академические театры. Приобщая массы к своему искусству, театр сам пропитывается духом и настроением этих масс».
Театр имени Сафонова сыграл большую роль в творческой жизни Малого театра.
Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.