menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 26

Но подобные высказывания Южина принимались в штыки деятелями Рабоче-крестьянского и пролеткультовского театра. «Неужели Южин и Таиров так приблизились к пониманию задач, что возможно слияние взглядов буржуазного театра и коммунистов», - спрашивал П. Керженцев в одной из своих статей в «Вестнике театра».

Такую картину в общих чертах представляла собой театральная жизнь России 1919-1920 годов, бурное море, по которому Южин твердо вел свой флагман Ассоциации академических театров - Малый театр - к ясно им видимой цели, к созданию подлинно народного русского национального театра, сохранившего "весь опыт накопленных человечеством знаний" и именно в силу этого глубоко современного, активно помогающего трудящимся в строительстве новой жизни.

Глубочайшая вера Южина в то, что именно такой театр необходим освобожденному народу, сознание, что этим театром является руководимый им Малый театр, которому принадлежит будущее, придавали Южину мужество и уверенность в его трудном деле руководителя театра.

В эти годы происходит консолидация сил лучших московских театров - Малого и Художественного. Ведь их цели всегда были едины, хотя творческие пути, которыми они следовали к этим целям, были различны, вызывали ожесточенные споры и разногласия в среде работников этих театров, в широких зрительских кругах и казались часто самим руководителям Малого и Художественного театров взаимоисключающими. Однако в эти годы все разногласия были забыты, и театры объединились в своем отпоре «левым».

В это время на заседаниях Центротеатра и театрально-художественного совета, на многочисленных митингах и диспутах о театре Южин и Станиславский или Южин и Немирович-Данченко выступали как единомышленники.

Несколько позднее А. И. Южин был избран почетным членом Художественного театра, а Станиславский и Немирович-Данченко - почетными членами Малого. На сцене Художественного театра впервые за всю его историю выступали актеры Малого театра - Южин и Пашенная, а в одном из лучших спектаклей Малого театра. «На всякого мудреца довольно простоты», участвовали Станиславский и Москвин.

Государственные театры пользовались постоянной поддержкой наркома по просвещению А. В. Луначарского, последовательно проводившего н жизнь партийную политику в области театрального искусства. По поводу высказываний Керженцева о театре Луначарский заявлял, что его позицию он считает политически ошибочной, что пролетариат требует не уничтожения старых театров, а, наоборот, большего количества билетов в академические театры. Луначарский говорил, что знает письма солдат и рабочих, которые просят ставить на сцене «буржуазных» Гоголя и Островского, и спрашивал Керженцева, слышал ли он «те энтузиастические аплодисменты, которыми пролетарская аудитория награждала Эгмонта «буржуазного» Гёте с музыкой «буржуазного» Бетховена в исполнении «буржуазного» Южина?»'

Ежегодник малого театра 54 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.