menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 15

Однако и на этом собрании А. И. Южин, выступая от имени Большого и Малого театров еще раз подчеркнул полную их аполитичность и желание остаться в стороне от революционных событий: «Будет ли настоящая власть, другая, третья или пятая, - говорил он, - перед государственными театрами должна стоять одна задача: хранить созданные ценности и творить и совершенствовать новые».

А. В. Луначарский, понимал, что в таком чрезвычайно трудном и сложном процессе, как перестройка мировоззрения старой интеллигенции, насильственное ускорение этого процесса мерами административного порядка ничего, кроме вреда, не принесет. Поэтому он выбрал подлинно ленинский и единственно правильный путь - путь настойчивого убеждения людей в исторической необходимости для театров приблизить свое искусство к революционной действительности.

Государственным театрам - творчески крепким, сложившимся организациям - предоставлена автономия, то есть самоуправление. «Я выбрал именно этот путь провозглашения известной автономии театров, - они ведь всегда страдали от засилия чиновников, и перспектива артистического самоуправления им до крайности польстила», - вспоминал в 1927 году А. В. Луначарский.

И действительно, автономия государственных театров, которая в несколько видоизмененном состоянии просуществовала до 1923 года, имела большое положительное значение для постепенного приближения театра к революции, для нахождения театрами своего места в общем деле строительства социалистического общества.

Поскольку материальное положение театров в первые месяцы после Октября было неопределенным - они работали, не зная, собственно, перед кем им следует отчитываться и к кому обращаться за решением финансовых вопросов, - А. И. Южину, как представителю комиссии по выработке Статута, назначенной еще Временным правительством, было предложено А. В. Луначарским поспешить с окончанием работы. И к январю 1918 года разработка проекта Статута была завершена.

В Статуте нашли свое выражение идеи Южина о необходимости коренной перестройки всей системы внутреннего и внешнего управления жизнью театра, которые владели им еще в начале века и были следствием его взглядов на театр и на актера как на его главную ведущую фигуру.

Как при царизме, так и при Временном правительстве мечты Южина о превращении Малого театра в театральную академию общероссийского значения с правом открывать свои филиалы и студии для всех слоев населения, создать свое театральное училище, наладить свои печатные органы, созывать конференции, объявлять конкурсы - не увенчались успехом.

После Октября в подробный проект Статута Южиным были внесены все те мысли и предложения, которые систематически отвергались раньше.

Краткие выборки из слишком обширного по объему Статута получили название "Временное положение".



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.