menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 18

28

ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОПУ

[Осень 1901 г.]

Милый Саша!

Посылаю деньги и пьесу. Говоря совершенно откровенно, читается пьеса трудно. Думается мне, что причина в отсутствии сжатости самой речи, в некотором многословии. Лучше бы, если бы во-время пожертвовать многими красивыми фразами в выгоду для быстроты действия, - до репетиций. В особенности в необыкновенной - по требовательности автора - роли героини. Хватит ли даже (!!) Ермоловой на эту роль?! А просто урезать ее - она не пострадает.

Чтоб покончить с недостатками, надо сказать еще об одном - неисправимом вообще, но таком, который при постановке можно смягчить: злоупотребляешь приемом подслушивания.

Хотя мне приходит сейчас в голову - это характерно для эпохи, среди и общего настроения действующих лиц.

Конечно, на сцене все поднимается на такую высоту, о какой нельзя даже думать при чтении. Пьеса огромного темперамента, нигде не выпадам из трагического тона. В этом смысле можно придраться к двум местам: фигура Отарбека в первой половине второго действия сбивается с своих главных тонов на второстепенные. Предчувствую, что в исполнении Рыбакова это явление еще более подчеркнется. Трудно будет ему удержать трагизм фигуры на этой ворвавшейся в пьесу бытовой характерности. Уж я-то, конечно, не против нее вообще, но она не сливается с основным тоном пьесы и фигуры.

И в 4-м действии - можно придраться к случайностям, исходящим не из трагизма, лежащего в основе человеческой природы. Или по крайней мере эти случайности самим автором взяты несколько поверхностно. Неясно я говорю, но спешу очень...

Что будет с пьесой? Очень трудно сказать. Элементов для большого успеха - как внешнего, по внешним краскам, так и внутреннего, по сильным и чрезвычайно современным идеям, - много, но есть одна опасность, о которой надо помнить при репетициях: пьеса может выйти громоздкой. Если темпераменты артистов легко польются в настоящем искреннем и трагическом тоне, а постановка поддержит их - успех обеспечен.

Твой В. Н[емирович]-Д[анченко].

 

29

ВЛ. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОПУ

[Июль 1907 г. Кисловодск]

Милый Саша! Спасибо за традиционное письмо к 13 июля. Традиции к старости милы. (Honny soit qui mal y pense!)

Здесь в Кисловодске дурно. Колоссальный съезд, махровая пошлость, цельхноровая культура, азиатская грязь. Я встаю и ложусь с негодованием на себя, что уехал из очаровательного Нескучного. А там за июнь я так славно отдохнул. Там так успокаиваются нервы и так чудесны тихие, одинокие мечты! Ко всему еще Котя тут простудилась и 4-й день сидит в гостинице безвыходно... Теперь ей лучше. Наконец, здесь актеры и режиссеры всех театров. Ужасно! Здесь и Нелидов и Гзовская. Оба они очень сильно атакуют Станиславского. И мы с ним говорим о том, что обоих надо в Художественный театр.

Я В Нескучном потратил немало времени над Малым театром. В бытность и Петербурге (мы имели на этот раз успех особенно в «сферах») у меня завязались сильные связи. Я обещал проект коренной реформы кое-кому повыше Теляковского... При свидании расскажу все, писать долго.

Однако проекта до сих пор не написал. Некогда. Своего дела много. [...]

Будь здоров, бодр. Живи и веруй.

Обнимаю тебя и Марусю, а коли увидишь Ленских, то и им кланяйся. Котя вас целует.

Твой Вл. Немир[ович]-Дан[ченко].

Я отсюда 30 июля прямо в Москву.

Ежегодник малого театра 109 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.