menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 5

В качестве безмолвного слуги графа Альмавивы я стоял около его судейского кресла, как раз против «обвиняемого». На каждом спектакле мне надо было делать большие усилия, чтобы вместе со зрительным залом бурно не реагировать на мастерство актера, с таким блеском подававшего каждую реплику этого классического героя французской комедии. Сколько презрения к своим судьям и комедии суда слышалось в каждой фразе этого плебея, державшегося внешне безукоризненно почтительно (вот пример блистательно раскрытого - а Южин это умел - «второго плана» роли).

Одним из шедевров сценического искусства должен быть признан многоминутный монолог Южина - в последнем действии комедии.

Отдельные фразы актер произносил на затушенных звуках своего богатейшего голоса. Весь театр замирал - Южин в этой тишине давал такие изумительные голосовые фиоритуры, которые передавали тончайшие нюансы мыслей и чувств Фигаро. В этом монологе, лейтмотивом которого была тема обличения буржуазных нравов, Южин раскрывал страдании истерзанного от ревности сердца. До сих пор слышу голос Южина, когда его Фигаро с мукой в голосе совсем-совсем тихо произносил:

- Сюзон, Сюзон, Сюзон...

В этом троекратном повторе ее имени было столько нежности и любви, столько разочарований и горечи, что нельзя было не посочувствовать бедному Фигаро, вообразившему себя обманутым женихом.

Блестяще разыгранная комедия, в которой со всей отчетливостью звучало негодование против в разные эпохи различных, но всегда существовавших привилегий дворянства и аристократии, на короткое мгновение раскрывала человеческую драму. Южин показывал эту драму как результат социального неравенства, конечно, в иной форме по сравнению с тем, что высмеивал Бомарше, но очень больно ощутимого в царской России.

Говоря о шедеврах Южина в комедии, нельзя не вспомнить его в скрибовском «Стакане воды». (Я видел его семнадцать раз в роли Болинтброка.) Несмотря на исключительный состав исполнителей - в самом деле, его партнерами были М. Н. Ермолова, Е. К. Лешковская (ей дублировала Е. И. Найденова), А. А. Остужев, - ведущее место в спектакле принадлежало Южину. Леди Мальборо - Лешковская и особенно Южин, блестяще играя эту безыдейную по существу и типичную комедию интриги, превращали ее в значительную пьесу характеров, при этом внося в нее обличительно-сатирический элемент.

В исполнении Южина Болингброк был с ног до головы лордом и придворным своего времени, крупным государственным деятелем, умудренным житейским опытом политиком, искушенным в дворцовых интригах дипломатом, мыслителем и публицистом. Он умен, находчив, насмешлив и остроумен; когда нужно, он мастерски умеет прикинуться беспомощным н недалеким, притвориться изысканно почтительным с тем, кого он презирает. Ничего этого в пьесе нет, но актер все это умел показать. Однако самым пленительным было то, что его Болингброк из пьесы французского драматурга был чистокровным англичанином и становился неизмеримо более значительным и многогранным, чем он был написан блестящим комедиографом.

Ежегодник малого театра 52 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.