menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 18

1 апреля 1919 года на заседании дирекции Малого театра под председательством Южина было признано необходимым иметь один районным театр для стационарных спектаклей, даваемых составом Малого театра преимущественно из пьес, включенных в его репертуар. «...Этим порядком Малый театр, во-первых, осуществляет свои культурно-просветительные задачи... а во-вторых, по мере возможности, борется с так называемым «халтурным обслуживанием районных театров», - отмечается в протоколе этого заседания, написанном рукою Южина.

Заботясь о том, чтобы выездные спектакли в рабочих районах проходили на самом высоком уровне, Южин, а за ним и другие крупнейшие актеры Малого театра принимали в них участие, и нередко на афише, написанной от руки, висящей на стене небольшого рабочего клуба где-нибудь на Таганке, можно было увидеть фамилии М. Н. Ермоловой, О. О. Садовской, Е. К. Лешковской, А. И. Южина, О. А. Правдина и других, занятых в сегодняшнем спектакле.

После победы Октября народные массы, получившие наконец возможность удовлетворить свое стремление к просвещению и культуре, заполнили зрительные залы театров. Для Южина это было долгожданным и радостным моментом.

В программной статье «Культура театра» (1921) он писал, что настало такое время, «когда наконец осуществилось то великое ожидание, которым был полон русский театр прошлого... когда его двери перестали быть запертыми для широких народных масс, когда театр расширил до необозримых размеров горизонт своего влияния, встретился лицом к лицу в своих залах с теми, чьей свободе и правам на счастье, свет и красоту он служил лучшими своими силами неустанно более века».

Требования Советской власти дать трудящемуся народу лучшие образцы театральной культуры прошлого, начать его просвещение с приобщения к вершинам мирового искусства были близки и понятны Южину, совпадали с его пониманием долга Малого театра «дать народу высшие и ценнейшие достижения русского театра».

И именно поэтому в первые же месяцы после победы Октября, несмотря на настороженное в общем отношение к Советской власти, Южин своим авторитетом и влиянием, своей энергией и убежденностью в том, что искусство Малого театра является глубокой потребностью народной жизни, сплачивал коллектив театра в работоспособный творческий организм, отдающий свое искусство революционному народу.

Личные заслуги Южина в налаживании внутренней творческой жизни театра, в организации начиная с 21 ноября 1917 года ежедневных спектаклей несомненны и исключительны. Это дружно признавалось как Советским правительством и театральной общественностью, так и театральной критикой, даже враждебно по отношению к нему настроенной.

Южин неоднократно писал о том, что актеру совсем не безразлично, какая публика сидит в зрительном зале. И именно народная аудитория, с ее свежестью восприятия, с ее чуткостью ко всему талантливому, с ее легкой возбудимостью, быстрой реакцией и способностью целиком отдаваться происходящему на сцене, сопереживая актеру, может, по словам Южина, сильнее, чем какая-либо другая, воздействовать на актерское искусство.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.