menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 23

(...)

Но кроме творческих вопросов, связанных непосредственно с деятельностью Малого театра, А. И. Южин принимал участие в решении ряда общих проблем театральной жизни страны.

В созданном в августе 1919 года Центротеатре, в задачи которого входило урегулирование театрального дела России, А. И. Южин был единственным представителем старых академических театров, выбранным от Ассоциации этих театров.

В Центротеатре Южин работал со дня его организации до расформирования, принимая активное участие в решении важнейших для судеб современного театра вопросов.

Предложения Южина по театральным вопросам, всегда конкретные, исходящие из понимания им интересов театра как государственного общенационального института, встречали постоянную поддержку со стороны народного комиссара по просвещению.

Деятельность Южина по руководству художественной жизнью старейшего русского театра осложнялась тем, что в первые годы после победы Октября значительной части художественной интеллигенции, особенно молодежи, в ее искреннем стремлении создать новое искусство, отвечающее грандиозному социальному перевороту, все прежнее искусство казалось принадлежащим прошлой социальной системе, а следовательно, непригодным для выражения новых, революционных идей, подлежащим уничтожению вместе с уничтожением этой системы.

Многим художникам казалось, что театральное искусство прошлого слишком сложно психологически и поэтому недоступно пролетариату, что новое революционное содержание невозможно выразить в старых формах. Им казалось, что пролетариату не нужны такие «тонкости», как «жизнь человеческого духа» на сцене, что его может интересовать только форма спектакля. Они называли себя «левыми» и искренне считали себя революционерами в искусстве. Но и среди «левых» не было единства во взглядах на пути и формы театрального искусства будущего. Часть «левых» стремилась, не ломая специфики театрального искусства, в рамках этой специфики осовременить театр путем замены старых театральных форм новыми. Другая часть вообще отрицала профессиональный театр как искусство, порожденное классовым обществом, и в массовых действах, театрализованных празднествах, торжественных шествиях видела те формы театра, которые он должен был, по их мнению, принять в социалистической государстве.

А. В. Луначарский неоднократно заявлял в печатных и устных выступлениях, что неверно все культурные ценности, созданные гением человечества на протяжении тысячелетий, приписывать буржуазии. Нельзя на этом основании лишать трудящихся ценнейших достижений мировой культуры, ибо именно пролетариат является законным наследником и преемником всего лучшего из культурного наследия прошлого, созданного не буржуазией, а, часто вопреки ей, трудом и гением многих поколений человечества.

Споры о том, является ли театральное наследие прошлого порождением буржуазии, классово-чуждым пролетариату, а следовательно, неприемлемым и даже вредным для него, или освоение этого наследия может явиться питательной почвой, на которой будет произрастать искусство будущего, волновали в то время всю театральную общественность.

Ежегодник малого театра 123 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.