menu-options

Я был директором Большого театра. Часть 47

Тут уместно сделать два отступления. Первое из них касается предмета предполагавшейся беседы с сэром Уэбстером. Накануне за обедом некоторые наши артисты обнаружили в мороженом мелкие кусочки битого стекла, и я собирался потребовать от директора Ковент-Гарденского театра немедленной смены поставщиков этого продукта. (В этой связи я не могу не вспомнить, что не впервые здоровье участников наших гастролей подвергалось серьезной опасности; так два года тому назад в Париже, в булочках, подаваемых нам к "пти дежэне", были обнаружены обломки уголков от бритвенных лезвий.)

И второе отступление — оно касается моей болезни. Как только в газетных хрониках появились краткие сообщения о характере моего заболевания (радикулит), сразу же я стал получать различные снадобья, как для наружного, так и для внутреннего употребления. Скоро весь комод, стоявший у меня в номере, был уставлен различными скляночками и бутылочками, сопровождаемыми письмами весьма схожего содержания: "Дорогой сэр! Узнав о Вашей болезни, посылаем Вам фамильное средство, которое с успехом пользовали еще наши бабушки (дедушки). Испробуйте его, и Вы скоро убедитесь в своем исцелении". Думаю, что если бы я испробовал все присланные мне снадобья, мне бы не поздоровилось! Но истинным моим исцелителем явился добрый доктор Свендсен — муж балерины Берил Грей. Он лечил меня совершенно бескорыстно и каждодневно опекал до полного выздоровления.

А между тем гастрольные спектакли шли своим чередом и с неизменным успехом. Каждый из участников был занят своим делом, каждому выпадала кроме дел производственных еще и добрая порция представительства. И тут, к нашему великому удивлению, один лишь "Чапай" оставался не у дел. Артисты — это понятно. И дирижер — тоже понятно. И директор, и администратор, и постановочный персонал-все это абсолютно ясно и не требует разъяснений. А вот зачем нужен гастрольной группе заместитель министра? — этого никто из англичан не понимал.

"Чапай" заскучал, ходил неприкаянный и лишь изредка выводил меня на улицу (видимо, во избежание подслушивания) и полусердито-полупросительно внушал:

— Вы себя неправильно ведете.

— ?

— Вы должны популизовать (так!), что с вами приехал заместитель министра.

— Я "популизую", но англичане не слушают...

И как не понять было неугомонного "Чапая": премиальные он все роздал (и некоторое время был в центре внимания труппы), а солидные представительские так и лежали без употребления, за неимением повода. А ведь он живо представлял себе, как дает прием по случаю наших гастролей, и как на этом приеме присутствуют все сплошь члены Британского Совета, и как он встает с бокалом в руке... У него даже четко вырисовывалось начало речи, с какой он обращается к собравшимся: "Леди и джентльмены!" (лишь бы не брякнуть: "Леди и гамильтоны!")...

Но время шло, а искомая ситуация так и не наступала. Нельзя же было всерьез занести в представительский актив случайное ночное застолье, когда "Чапай" решил угостить коньяком "Двин" представительного метрдотеля, пожелавшего лично обслужить нас после затянувшегося спектакля? Да и окончилось это весьма нескладно, ибо метр, похвалив армянский коньяк, пожелал нас отдарить и вынес бутылочку заветного "Мартэля". "Чапай" дегустировал благородный французский напиток и велел перевести, что это просто дерьмо; а когда переводчик, поперхнувшись, попытался смягчить формулировку, он настоял на адекватном переводе. Надо было видеть, как буквально взвился дотоле невозмутимый метрдотель, как он был предельно шокирован (мягко выражаясь) "некорректностью" чиновного клиента!



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Большого театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.