menu-options

Михаил Иванович Чулаки: Публикации

  • Я был директором Большого театра. Часть 114

    Последнее я испытал сполна. Дело в том, что при Михаиле Ивановиче родились, практически, все мои работы в Большом театре: "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Щелкунчик", "Спартак", "Лебединое озеро". . . То есть, духовная поддержка моих ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 113

    По мысли чиновников из отдела ЦК, меня должно было утешить то, что во время празднования 200-летия Большого театра я неожиданно для себя был награжден орденом "Дружбы народов". Вместе с тем прохвостская формула, которая была обнародована Вартаняном, срабатывала в течение многих и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 112

    Фурцева так торопилась, потому что надо было немедленно доложить о принятых мерах, о наведенном порядке! А закончилось все эпизодом странным — с привкусом бульварного детектива. На следующий день после последней беседы с Фурцевой, когда, казалось, все уже было решено, она заслала ко ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 111

    А тут еще директор Большого театра своевольничает и считает себя умнее всех! " Фурцевой самой грозил вывод на пенсию, чего она смертельно боялась и готова была пожертвовать кем угодно, чтобы спастись самой. На спрошенное с такой высоты нужно было реагировать немедленно и одним способом: ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 110

    Что было делать? Светланов уже работал с Госоркестром, Эрмлер, Мансуров казались неподходящими кандидатурами. И тогда мы пригласили лауреата второй премии недавнего Всесоюзного конкурса дирижеров Ю. И. Симонова. Я предложил Фурцевой: "Назначим молодого талантливого дирижера, который ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 109

    — Намерен ли наконец Большой театр ставить одноактные балеты Чайковского? Как всегда, коллегия была очень многолюдная. Не мог же я сказать: "Какие одноактные балеты? У Чайковского нет таких! " Я отвечал: — Я понимаю, о чем вы говорите. Вы имеете в виду ту музыку ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 108

    Событием стала постановка Ростроповичем и Покровским "Евгения Онегина". Я присутствовал на репетициях, и мне казалось, на моих глазах происходит очистка днища корабля от наросших ракушек. Музыка освободилась от штампов и зазвучала удивительно свежо! Но это подогревало ненависть ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 107

    Для меня стало ясным, что нервозное состояние Фурцевой объяснялось тем, что ее, видимо, спросили, на каком основании в гастроли по США назначена "Кармен-сюита", а она, по своему обыкновению, свалила все на своеволие руководства театра. И уж тут никакие объяснения, что ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 106

    Я ответил в положительном плане, причем, понимая, куда он клонит (а это становилось ясным по ходу реплик, которыми В. Ф. не раз прерывал мое выступление), я особенно напирал на то, что в основе хореографии "Кармен-сюиты" лежат элементы подлинных испанских народных танцев, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 105

    Щедрину удалось сохранить нетронутым знакомый всем мелодико-гармонический облик музыки Бизе, ее неповторимый аромат и вместе с тем изложить эту музыку столь своеобразно, что, вопреки брюзжанию иных музикусов, упрекавших Щедрина в нескромности, советский композитор с полным правом поставил свою ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 104

    Оба они — балерина и композитор, ставшие единомышленниками, — начали свой совместный творческий поиск с дерзновенного намерения создать балет совершенно нового типа, на материале бессмертного романа Льва Толстого "Анна Каренина". При этом они неизбежно стали мысленно ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 103

    "КАРМЕН" И "АННА" — ХОЖДЕНИЕ ПО МЫТАРСТВАМ Гордость советского балета, звезда первой величины, Майя Плисецкая, прямо со школьной скамьи приглашенная для исполнения ведущих партий в спектаклях Большого театра, долгое время, однако, не имела своего репертуара, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 102

    Очевидно, что, возражая против подобных сокращений, журнал объективно стоял на страже незыблемости религиозно-обрядовой концепции "Китежа", как единственно правильной и обязательной для тех, кто берется выносить на театральную сцену это сложнейшее и одно из самых противоречивых ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 101

    И хотя спектакль 1966 года был решен традиционными приемами, привычными для воплощения на оперной сцене исторической русской тематики и, замечу, подчас приземляющими легендарный характер этого возвышенного иносказания, мне вспоминаются яркие страницы того "Китежа": торжественный въезд ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 100

    Прежде всего нужно было усовершенствовать драматургию. Покровский разработал трехактный вариант и полностью изменил конец. Вместо дежурного конца с партизанскими песнями и размахиванием красными флагами он пошел от названия повести Катаева: "Шел солдат с фронта". Солдат пришел, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 99

    Григорович считал, что нужно создать совершенно новую драматургию, для чего перекомпоновывал и партитуру. (Я описал это в статье в книге "Живые в памяти моей". ) Хачатурян поначалу был очень против. Григорович все время спрашивал меня: "Нельзя ли как-нибудь освободиться от Арама ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 98

    Григорович между тем поставил в Ленинграде "Легенду о любви", затем она была перенесена в Баку, где в "Легенде" станцевала гастролировавшая там М. Плисецкая. Возвратившись, она рассказала о балете Фурцевой и умоляла поставить для нее "Легенду" в Большом театре. ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 97

    Те таинственные советники из самого театра, влияние которых впервые проявилось в формуле "педерастическая музыка", продолжали нашептывать что-то Фурцевой. Вдруг она задавала мне неожиданные вопросы: "А какой национальности герои „Лебединого озера"? В какой стране ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 96

    Но зная вкусы Фурцевой, я начал объяснение не с музыки: сказал про необычайно прекрасные декорации (Бенуа! ), про сказочную постановку (Покровский! ) — с туманами, радугами, эльфами, играющими на свистульках. . . И в-третьих, я упомянул замечательную музыку. — А мне сказали, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 95

    Мне он так передавал состоявшийся диалог: — Слушайте, Шагал, вы бы нарисовали и для меня картинку! Шагал, хитро улыбаясь, отвечал: — А я ведь очень дорогой художник! И Юрок простодушно передавал мне свои сомнения: "И стоило ли мне за бешеные деньги получить пару скрипачей, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 94

    Я чуть было не написал: "И тогда Гирингелли сделал роскошный жест — распорядился кормить всех". Но нет, это был не жест — это было искреннее участие. Нас постоянно приучали к образу скупого и жестокого буржуя, который думает только о чистогане. Но большинство тех, кого я ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 93

    — Сейчас я особенно понимаю, как мне было легко работать вдвоем! (т. е. с Хрущевым. — Ред. ). Впрочем, пришлось выступить в роли Панглосса и мне. Дело в том, что во время гастролей "Скалы" в Москве Хрущев пригласил в ложу Глрикгелли, но забыл пригласить меня. ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 92

    И вот в вечер премьеры театр блистал. Бриллианты, белые манишки, декольте! Ложи были декорированы двенадцатью тысячами алых гвоздик! (Кажется, цветы были закуплены на собственные средства нашего гостеприимного директора. ) "Борис" произвел огромное впечатление. Праздновали премьеру ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 91

    А одна из итальянских дам явно находилась под сильным впечатлением от выступления оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. А. Мравинского. Поэтому наряду с другими уместными в данной обстановке высказываниями из-за стола все чаще доносилось также некое русско-итальянское восклицание: ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 90

    Гирингелли и его команда, наблюдая своего художника, так изложили свое по этому поводу резюме: "Нет, он все-таки русский, а не итальянец, каковым мы его столько лет считали. . . " На следующее утро руководители итальянского театра были приняты Фурцевой и провели с ней все намеченные ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 89

    Что делать? Билеты на самолет взяты; номера в гостинице сданы. Куда деваться? ! И тут первый заместитель министра культуры СССР А. Н. Кузнецов передал мне просьбу Фурцевой задержать гостей до утра понедельника, когда сразу же после приема в Министерстве культуры Гирингелли, его заместители и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 88

    . . . Так они и запечатлены в любительском фильме, снятом мною у трапов двух самолетов ТУ-И 4, — ни дать ни взять участники оркестра русских народных инструментов, отбывающие на гастроли в Италию! Я сознательно опускаю описание дежурных церемоний: приемов на уровне руководств ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 87

    В мою задачу не входит приводить цитаты из статей, появившихся в газетах и журналах; минуя отзывы прессы, я хотел бы лишь с позиций музыканта-профессионала поделиться некоторыми соображениями сравнительного характера касательно манер пения — итальянской и нашей. С того момента, когда на ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 86

    "ЛА СКАЛА" В МОСКВЕ Но вот настал день, когда артисты Миланского театра прибыли в Москву и мы встречали на Шереметьевском аэродроме два зафрахтованных итальянской стороной самолета ТУ-114, высадивших на летное поле Подмосковья долгожданный десант. Одним из первых по трапу сошел на ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 85

    А между тем интерес к предстоящим выступлениям труппы всемирно известного оперного театра все более нарастал по мере приближения начала продажи билетов. Уже задолго до этого заветного дня у касс театра выстроилась длинная очередь, по нескольку раз в день проводились переклички по спискам, в ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 84

    К этому времени коллектив оперы вплотную приступил к постановке на сцене Кремлевского Дворца съездов оперы-хроники композитора В. Мурадели "Октябрь", масштабы которой и технические требования заранее предполагали использование этой огромной сценической площадки. Постановка оперы была ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 83

    Такое предпочтение тем более заинтриговацо меня, что, успев на месте ознакомиться со сценическим решением "Богемы", я ожидал, что именно это название могло бы быть показано на кремлевской сцене из-за декораций Ф. Дзефирелли, изображавших в двух плоскостях бульвар с лавочками и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 82

    — Ну а если бы вам вдруг захотелось закурить? — Я не курю! . . — Ну а если бы вам захотелось в жаркий день выпить стаканчик минеральной воды? — Меня всюду сопровождал Луиджи Черази (переводчик), который имел поручение оплачивать мои мелкие потребности подобного рода! . . ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 81

    Правда, иногда он на время как бы забывал о неравнозначности наших имущественных положений, когда, например, советовал мне купить такой же, как у него, автомобиль марки "мерседес" ("на нем, дескать, легко совершать блиц-вылазки в отдаленные места отдохновения") или же ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 80

    Я привел в пример план подготовки к обменным гастролям милан ского театра "Ла Скала". Согласно зеркальному отражению, которое я предложил выше, можно довольно точно представить себе аналогичную работу, проведенную Большим театром Союза ССР, хотя и сдвинутую во времени, так как ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 79

    Раньше всех вступает в дело постановочная часть — электрики, машинисты сцены и другие технические службы. Сразу же после выпуска последнего перед гастролями планового спектакля на своей сцене они переключаются на подготовку к выезду: обеспечивают погрузку громоздкого театрального имущества, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 78

    После того как в руководящих организациях — советских и итальянских — было вынесено положительное решение о проведении обменных гастролей между двумя нашими театрами в 1964 году, мы начали интенсивную подготовку к их проведению, на что в общей сложности ушло, как оказалось, не менее ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 77

    Набросав контурный портрет нашей министерши, я подвел свое повествование к той черте, за которой по законам драматургии ожидается появление нового персонажа, способного по достоинству оценить качества прекрасной дамы. И он (этот персонаж) не замедлил появиться в лице пылкого итальянца Антонио ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 76

    Этим "низвержением" объяснялась ее постоянная нервозность, опасение чем-нибудь не потрафить высшему партийному руководству, которое в любой момент могло "спросить" (как она сама часто выражалась) по тому или иному вопросу подведомственного ей непростого хозяйства; и в то же ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 75

    Меня даже поразила та теплота, с которой она, смотря мне в глаза, доверительно напутствовала меня: "Действуйте! В нашей стране сейчас осуществляется и не такая перестройка! ! ! [Она имела в виду перестройку экономического управления, затеянную Н. С. Хрущевым, — образование ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 74

    И вот я решил провести радикальную реформу. Я имел в виду вообще, отказаться от главных в театре — и дирижера, и балетмейстера, и режиссера, заменив их художественными руководителями соответствующих цехов. В чем разница? Прежде всего в том, что художественные руководители не должны ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 73

    И. М. Туманов действительно оправдал возложенные на него надежды, великолепно поставив в конце 1963 года "Дона Карлоса" Верди специально для кремлевской сцены. Постановка была подчеркнуто монументальна. Была осуществлена та редакция оперы, где отсутствует первая сцена в саду и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 72

    — Ну хорошо, — продолжал я свое расследование, — но если занавес все-таки заклинило, что-то же можно сделать в этом случае. Помявшись, специалисты признались, что в этом случае нужно отключить электронику и пустить сигнал, так сказать, накоротке. Если в электронике я не ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 71

    Теперь у меня — директора и художественного руководителя всего этого хозяйства — появился еще один (третий по счету) заместитель, специально занимающийся делами КДС, имевший свой офис непосредственно в этом здании. Должность эту к моменту моего "второго пришествия" уже ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 70

    Да и на самих стационарах сложилась своеобразная обстановка - опять-таки из-за неприспособленности сцены Кремлевского Дворца съездов для деятельности художественных коллективов Большого театра. Дело в том, что электронная акустика, о которой я уже упоминал, имела одностороннюю направленность: в ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 69

    Работы такого рода вряд ли могли осуществлять без разрешения вышестоящих союзных органов и без специального инженерного проекта. Во избежание потери времени строительные службы Большого театра предложили осуществить все работы исподволь, в порядке как бы внутренней реконструкции. Однако изъятие ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 68

    "Леди и джентльмены! Некоторое время тому назад я с грустью узнал, что мой друг Чулаки больше не является директором Большого театра. Но сегодня я с радостью вижу его в добром здравии вновь во главе этого знаменитого коллектива, балетная труппа которого начинает свои выступления на нашей ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 67

    Московские театралы помнят, конечно, что в конце 1968 года Фельзенштейн приезжал в Москву для постановки на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (будем для краткости называть этот коллектив "станиславцами") оперы "Кармен" в первой авторской редакции. Как раз ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 66

    Итак, почва для восстановления в прежней должности была благоприятной: меня в театре помнили и ждали, устав от людей во многом случайных. Ну, а вне театра? Как обстоят дела с восстановлением внешних связей? Не пошатнулся ли мой "рейтинг" (ведь не за хорошие же дела увольняют с таких ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 65

    "ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ" Как я уже говорил, годы отлучения от театра были у меня компенсированы всплеском творческой активности, и это помогло мне сохранить бодрость духа в данных чрезвычайных обстоятельствах; я даже стал думать, что смогу окончательно вычеркнуть из памяти наиболее ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 64

    В ответ на приветствие Никиты Сергеевича Т. Н. Хренников поднял фужер (с сидром? ) и произнес короткую, но весьма прочувствованную здравицу, в которой сказал, что еще В. И. Ленин мечтал о человеке из народа, который станет во главе государства, и что Н. С. Хрущев и является именно тем ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 63

    Голос Прокофьева стал переходить со свистящего шепота на с трудом сдерживаемое угрожающее шипение. Казалось, вот-вот и в зале заседаний ЦК прозвучит известное: "И сатисфакции я требую! " Но сатисфакции не потребовалось. А. А. Жданов, в непосредственной близости от которого ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 62

    Начну с того, что в зале заседаний ЦК, где проходило указанное совещание, вообще не было никакого музыкального инструмента, равно как и любой звуковоспроизводящей установки (проигрывателя, магнитофона и проч. ). У меня сохранилась написанная на свежую голову статья о присутствии на этом ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 61

    Привожу лишь самые достоверные. . . . Некто в темно-бордовой рубахе так начал было свою речь: — Как и Маяковский, я беспартийный. . . — Чем хвастаешься! — закричал на него Хрущев, не давая ему продолжить, пояснить, что тот имел в виду, и еще добрых пять минут бушевал на ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 60

    Но вот, распалившись, Хрущев вызвал "на ковер" Маргариту Алигер. Тяжело было смотреть, как он буквально распял эту хрупкую маленькую женщину, заставил ее битых полчаса стоять навытяжку, пока он выговаривал ей, ставил ей, члену партии, в пример беспартийного Леонида Соболева, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 59

    Дух товарищества и творческая атмосфера, царившая в руководстве Российского Союза композиторов, столь благотворно подействовали на меня, что я после долгого перерыва, отданного руководящей деятельности в организациях искусств, в короткий срок создал два крупных симфонических произведения: ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 58

    Нет — потому что среди более чем двадцати опер и балетов, поставленных за пятилетний срок моего директорства, не оказалось таких, которые с полным правом претендовали бы на место в ряду спектаклей "золотого фонда" в репертуаре первого музыкального театра нашей страны. И теперь, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 57

    Впрочем, неожиданно ли? Я давно предчувствовал, что ухудшающиеся взаимоотношения с министром ни к чему доброму не приведут и рано или поздно встанет вопрос: он или я, и тогда предпочтут его — высокономенклатурного, хотя и непригодного занимать столь высокий пост. Тем более что и раньше ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 56

    В процессе знакомства с отдельными номерами все мы без исключения приходили в восторг, особенно наблюдая поставленные с неистощимой выдумкой и изобретательностью бои гладиаторов или изысканные сцены у Красса, равно как и многие другие блестящие хореографические миниатюры. Но когда все это было ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 55

    Под занавес моего первого директорства события как бы сфокусировались: казалось, каждый новый день приближает срок расплаты по ранее выданным векселям. . . Начать с того, что мы не впервой добивались разрешения Министерства культуры поставить на большой сцене оперу Прокофьева "Война и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 54

    А дел предстояло много, во всяком случае, намечалось! Тут и выезды по стране, и зарубежные гастроли, и проекты частичной реконструкции здания Большого театра, наконец, постоянные заботы по выпуску новых спектаклей; по этой части также возникало немало больших и малых проблем. Остановлюсь ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 53

    В противовес балету, все более расширявшему свою зарубежную экспансию, опера в какой-то мере компенсировала одностороннюю гастрольную направленность выездами в пределах нашей страны. Первый наиболее крупный выезд оперной труппы состоялся в 1958 году по республикам Закавказья, когда на сценах ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 52

    Что же касается завязавшихся зарубежных контактов, то они, развиваясь, постоянно напоминали о себе в самых различных ситуациях. Так, запоздало выплыли на свет божий претензии некоей французской издательской фирмы, которой Сергей Прокофьев некогда запродал авторские права на публикацию своей ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 51

    И все же окончательно мы успокоились лишь тогда, когда последний советский артист покинул последнюю пядь английской территории и вступил на палубу советского теплохода "Вячеслав Молотов". Все хорошо, что хорошо кончается! Неприятный осадок от завершения английских гастролей несколько ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 50

    Впечатления от шекспировского мемориала я могу сравнить лишь со столь же сильным впечатлением от посещения баховского мемориала в Эйзенахе, где хотелось часами стоять у колыбельки маленького Иоганна Себастьяна, мысленно вызывая в своем воображении бесхитростные мотивы, которые когда-то напевала ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 49

    Пройдясь по составу, я понял целесообразность такого размещения — везде велись непринужденные беседы "по интересам", везде раздавался смех. Из отсека, где были размещены Пахомов и члены Британского Совета, доносился трескучий басовитый голос "Чапая". Он был сегодня ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 48

    В то же время у других членов руководства и особенно у исполнителей главных партий представительских дел было с избытком. На приемах они буквально "шли по рукам", их расспрашивали об особенностях их волшебной профессии, о житье-бытье в этой далекой и загадочной России. Так, лорд ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 47

    Тут уместно сделать два отступления. Первое из них касается предмета предполагавшейся беседы с сэром Уэбстером. Накануне за обедом некоторые наши артисты обнаружили в мороженом мелкие кусочки битого стекла, и я собирался потребовать от директора Ковент-Гарденского театра немедленной смены ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 46

    Однако сразу же выяснилось, что не только рынок граничит с театром, но и участковый суд, где вот уже сколько времени ждут с повинной Нину Пономареву. Фоторепортеры не без основания предполагали, что она может явиться неожиданно, например, ранним утром в сопровождении работников посольства, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 45

    Конечно, авторы подобных писем брали на себя излишнюю смелость говорить от имени всех честных людей страны; тем самым они косвенно подвергали сомнению честность нашей позиции. Но ведь мы-то всерьез считали, что не едем в Англию по принципиальным соображениям. Тем более что наша позиция в этом ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 44

    А мы тем временем собираемся в Англию. На этот раз нас полный гастрольный комплект — балетная труппа Большого театра в составе 120 человек; да и репертуар — не какие-то там отрывки, не фрагменты, как это имело место два года тому назад при выезде за рубежи "сборной команды" ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 43

    Вместе с тем все эти "мальчики" и "девочки" (если следовать общепринятым возрастным определениям) являются мастерами своего дела, они и выглядеть должны в полном соответствии со своей элегантной профессией, и иметь добротные тренировочные костюмы для классных занятий, да и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 42

    Из-за неприспособленности многих предлагаемых сцен стала намечаться тенденция к облегчению гастрольного репертуара. Все чаще где-нибудь на периферии приходилось жертвовать художественными целями во имя показа отрывков, фрагментов и т. п. компромиссных решений. Оказывалось также возможным ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 41

    Не следует думать, что в ответ на зарубежные выступления артистических сил Большого театра в нашу страну каждый раз должен был последовать приезд балетного или оперного коллектива, — случалось, что обмен происходил между театрами различного профиля. Так, например, наша свободная ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 40

    Разумеется, для сложных расчетов взаимных услуг при разницах в валюте и ценах должно быть в первую очередь уравнено число участников гастрольных трупп: в частности, для балета оно было по взаимной договоренности определено в 120 человек артистов, работников постановочной части и ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 39

    Помню, как в обеденный перерыв я уходил из здания театра, будучи в неведении относительно решения "быть или не быть" спектаклю. В одном из ближайших переулков меня догнал некто из участников собрания и посоветовал вернуться в театр и от имени советской труппы обратиться к рабочим сцены ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 38

    А во Франции мне приходилось бывать не раз. Кроме туристских поездок по стране, которую я успел полюбить за общительность ее народа, за теплоту ее пейзажей и неповторимый облик ее архитектуры, за богатство литературы и искусства, мне выпало трижды возглавлять гастроли оперной и балетной трупп ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 37

    К этому времени Сория уже разъезжал на солидном лимузине типа "Мерседес", который смело ставил и на набережной Орсе перед зданием МИДа Франции, и в тесном дворике парижской оперы рядом с автомобилями администрации, субподрядчиком которой он считал себя по праву третьей подписи, все ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 36

    Одним из первых, с кем я сблизился на деловой почве, был Жорж Сория — сухощавый подвижный брюнет, с маленькими усиками под горбатым носом, типичный парижанин, энергичный и остроумный. Сожалею, что в свой первый приезд во Францию в 1954 году из-за передряг, предшествовавших нашему ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 35

    . . . Открылась сцена, ярко освещенная, полная цветов. И под нежные звуки смычковых и арф девушки, сплетая венки, пели прелестную мелодию: "Вот тебе лютики, вот васильки, вот мимозы, вот и розы, и левкоя цветки". . . — А это кто? — некстати вклинился с вопросом ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 34

    Уже в период моего "первого пришествия" в театр я вплотную стал перед дилеммой формирования состава труппы. Вначале, по своей наивности, я полагал, что, например, для оперы достаточно будет собрать в Большом театре лучших вокалистов, переводя их из других театров страны, и сразу ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 33

    Я уже вскользь упоминал, что по окончании каждого сезона театру приходилось защищать результаты своей финансовой деятельности в соответствующем отделе Минфина. Собственно говоря, персонально я, как директор, не был обязан принимать участие в этих отчетных походах, не доставлявших мне, мягко ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 32

    И все же надо было находить выход из создавшегося положения и выполнять планы по сборам. Пришлось действовать в двух направлениях. Во-первых, увеличивать в допустимых пределах количество спектаклей против запланированных и, во-вторых, периодически сдавать помещение театра организациям под ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 31

    . . . Вспоминаю, как через полчаса после начала спектаклей на обеих сценах я с трепетом ожидал, когда мне принесут рапортички, сообщавшие о результатах сегодняшней продажи билетов. Нередко сведения эти бывали неутешительными, особенно когда на основной сцене шли оперы советских авторов, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 30

    Уже в те времена, когда с проблемой стоимости Большого театра для государства (то есть с суммой государственной дотации) я сталкивался, так сказать, извне, — уже тогда я стал настороженно относиться к различным проектам перехода музыкальных театров — тем более Большого — на ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 29

    Однако, повторяю, к этому времени я был выдвинут в число участников съезда, и в этом качестве делом моей чести было придумать нечто лучшее, чем вывести на сцену нестройную толпу лауреатов, вынужденных объединиться в подобие плохого оркестра. И я решился на еще одну в истории музыки попытку ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 28

    "Русский праздник" был написан вскоре после первого выступления унисона скрипачей осенью 1957 года. Я предполагал, что его могут сыграть в концерте в дни празднования 40-летия Великого Октября, в котором намечалось участие всех скрипичных сил консерватории, располагавшей для этого ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 27

    Выступление унисона скрипачей (под таким названием выступили 25 февраля 1956 года скрипачи на сцене Большого театра) имело огромный успех; перед восхищенными слушателями впервые предстала тогда знаменитая впоследствии "Большая скрипка Большого", как об этом писали в своих рецензиях ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 26

    Вначале дирекция, заручившаяся согласием вышестоящих инстанций, издала приказ по театру, согласно которому именитым артистам, спевшим лишь по два спектакля в месяц, было выписано соответственно по 2/5 их месячной заработной платы. Но "мушкетеры" не стали получать урезанной зарплаты ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 25

    Перебирая страницы прошлых театральных хроник, приходишь к выводу, что наибольшие хлопоты управленческому аппарату театров доставляли отнюдь не массовые цеха, — взаимоотношения с которыми всегда строились по типу коллективных договоров, — а, наоборот, ведущие солисты — ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 24

    "СИНДРОМ ТЕАТРА" Как известно, синдром в медицине — это совокупность признаков какой-нибудь болезни. Но синдром театра? ! — признаки этого хронического недуга сказываются независимо от возраста и обычно сопутствуют человеку всю его жизнь. С приоритетным отношением к ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 23

    Я пригласил для переговоров Христова, объяснил ему ситуацию, и мы вместе с ним посетовали на обстоятельства и посочувствовали Рождественскому, тем более что Христов был чрезвычайно доволен совместной с ним работой. Я представил Христову другого дирижера -высокопрофессионального М. Ф. Эрмлера, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 22

    Естественно, хватились страхующего, благо было известно, что он проводит время на именинах своего друга! И тут-то страхующий, будучи, как я уже говорил, человеком дисциплинированным и крайне щепетильно относящимся к интересам театра, смалодушничал, не стал объяснять, что он уже успел ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 21

    В этот памятный вечер Покровский получил наглядное представление о том, что такое в Большом театре главная премьера, и распорядительная хлопотунья Серафима Яковлевна могла надеяться, что в дальнейшем — говоря словами Онегина — ему "урок послужит к исправленью". Что же ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 20

    — А ведь верно, Марк Осипович! Вот и Александр Степанович репетировал вчера, и ему тоже было неудобно, и он, как и вы, решил входить в ту дверь, а выходить в эту. . . Небольшое молчание. — Вот что, молодой человек, — сказал наконец Рейзен, — извините, ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 19

    . . . Но вернемся вновь к "часу гулкой тишины", точнее к тому его Рубикону, когда сквозь толщу ярусов в спящий зал вдруг ворвутся рулады первых "петухов", возвещающих о начале трудового дня. И подобно тому как под лучами солнца прочь бегут ночные тени, так мгновенно ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 18

    В них она рассказывает, как к началу сезона 1918/19 года на Малом Совнаркоме обсуждался вопрос о возможности закрытия Большого и других театров вследствие обострившегося топливного кризиса. Вопрос этот вызвал споры и был перенесен на заседание Большого Совнаркома под председательством Ленина. ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 17

    В конце ноября 1966 года в моем кабинете раздался звонок из Ленинграда — звонил дежурный по Театру им. Кирова. Он сказал, что в театре у них отгульный день за праздничные спектакли, никого из начальства нет на месте, а ему только что сообщили, что умер некто Печковский, — по ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 16

    — А вы пригласите меня спеть спектакль в качестве гастролера, вот и узнаете, каков я на сегодняшний день, — самодовольно отпарировал Печковский. — Но ведь и для этого руководству театра нужно быть абсолютно уверенным в правильности своей оценки приглашаемого, — ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 15

    Но смех-смехом, а вскоре мне пришлось испытать свой характер руководителя в гораздо более сложной ситуации, когда на моем пути, как бы из небытия, возник кумир любителей оперного искусства 20-30-х годов тенор Н. К. Печковский, блиставший в пору моей молодости на сцене Мариинского театра. ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 14

    — Понимаешь, товарищ директор, — постепенно разговорился Гусев — что ни неделя, то г. . . на голову текёт, всю мебель загадило, стены, полы. . . А уж если куда уезжать, то приходится все имущество выставлять на середину комнаты и покрывать газетами. . . Из слов ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 13

    "Их у меня попросту нет", — закончил я фразу, уже обращаясь. . . к пустому стулу, ибо моего словоохотливого посетителя словно ветром сдуло. Не в пример подобному примитивному подхалимажу, гораздо труднее оказалось пресечь слухи, муссируемые в недрах балетного коллектива, где ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 12

    На министерском посту Михайлов быстро стал притчей во языцех. В своих выступлениях, читая по бумажкам, он сплошь и рядом скандально путал ударения (чего стоит хотя бы пьеса Шекспира, упорно называемая им "Два веронцА"! ). . . Иногда он приносил с собой в общественные места ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 11

    — Но вы действительно трубите об этом на всех перекрестках. . . — Это неправильно! . . — Но ведь вы. . . — Неправильно! . . Вот пойди и докажи что-нибудь человеку, который заладил "неправильно" да "неправильно". Так ведь добро бы он был ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 10

    Я облегченно вздохнул и незаметно ретировался. Но вернемся к тем временам, когда мне на первых же порах моего директорства повезло нарушить практику "правительственных концертов", многие годы дезорганизовывавших нормальную производственную работу Большого театра. Однако по-прежнему по ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 9

    Итак, речь идет о событиях лета 1966 года, когда Советский Союз посетил президент Французской республики генерал де Голль. В нашей стране де Голля принимали торжественно и вместе с тем сердечно, и не только на уровне руководства, но и в народе, где герой и организатор французского ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 8

    И я дождался-таки своего часа и сделал шаг, который был впору лишь, руководителю вновь назначенному, которому к тому же нечего терять. Подходящий случай для задуманного демарша представился в конце июня 1955 года, когда нашу страну посетил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. В распорядке ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 7

    ПОСВЯЩЕНИЕ В РУКОВОДИТЕЛИ Как-то в неурочный час меня вызвал заместитель министра культуры СССР Беспалов, совмещавший в те времена (1955 год) свой пост во вновь образованном укрупненном министерстве с руководством Глав-искусством, и, хитро поглядывая в мою сторону, стал интриговать. — А ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 6

    Это обрастало какими-то невероятными традиционными ферматами у певцов, причем ферматами далеко не там, где Чайковский их ставил. Когда мне Михаил Иванович сказал: "Ну что же, если ты хочешь продирижировать, попробуй это дело, " я тщательно готовился к первой репетиции. У нас, надо ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 5

    Вот так закончился период, когда я приехал в Москву в сорок третьем году после эвакуации, и в этот период помощь Михаила Ивановича, его любовь ко мне, его провидение в отношении моих способностей сыграли большую роль в моей жизни. Помощь его была совершенно неоценима в этом. Когда я приехал в ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 4

    Хотя там были, скажем, и Дзержинский, Соловьев-Седой — хорошая пьющая компания. . . Но в то время я не понимал, что такое пьющая компания. Надо сказать, Михаил Иванович сыграл большую роль в моей жизни — и человечески, и музыкально. Он не оставил меня без внимания и в области ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 3

    "Дружба наша продолжалась всю жизнь. . . "* *Этот текст представляет собой диктофонную запись воспоминаний М. Л. Ростроповича о М. И. Чулаки, которые были записаны и расшифрованы сыном Михаила Ивановича Сергеем Михайловичем Чулаки (р. 1930) на Аляске в октябре 1992 г. во время ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 2

    И наступил период молчания. О долгом директорстве М. И. Чулаки в Большом театре сделалось непринятым вспоминать. А кто-то из мемуаристов и искренне забыл, что пели они, танцевали, ставили спектакли, ездили на гастроли "при Чулаки". Но дело в том, что не только "при" ...

  • Я был директором Большого театра. Часть 1

    М. И. Чулаки Я был директором БОЛЬШОГО ТЕАТРА. . . Москва «Музыка» 1994 Поражение или победа? * * Автор этого предисловия — сын М. И. Чулаки Михаил Михайлович Чулаки (р. 1941), прозаик, публицист, литературный критик, живет в Петербурге. Иногда в жизни приходится ...