menu-options

Я был директором Главного театра. Часть 104

Оба они — балерина и композитор, ставшие единомышленниками, — начали свой совместный творческий поиск с дерзновенного намерения создать балет совершенно нового типа, на материале бессмертного романа Льва Толстого "Анна Каренина". При этом они неизбежно стали мысленно "примерять" свой замысел на тех конкретных деятелей советского балета, которых предполагали заинтересовать "Анной" и привлечь к сценическому воплощению этого балета. Вскоре назрела необходимость обнародовать "все об Анне" — слишком уж много домыслов и пересудов стало циркулировать в кулуарах Главного театра вокруг смелой затеи Майи Плисецкой и Щедрина!..

5 апреля 1968 года Родион Щедрин, отвечая на вопросы корреспондента "Правды", поделился с широким кругом читателей газеты мыслями по поводу предполагаемого спектакля и даже назвал имена тех, кого мечтал бы видеть в числе его создателей и исполнителей главных ролей. Намерение заставить танцевать героев Толстого вызвало многочисленные отклики общественности, в большинстве которых содержались протесты против "профанирования" великого творения русской литературы, причем в числе протестантов оказались и некоторые власть имущие, и среди них — Е. А. Фурцева. Прочитав в "Правде" упомянутое выступление Щедрина, в котором тот высказал горячее желание увидеть свой балет "Анна Каренина" на сцене Главного театра с Майей Плисецкой в заглавной роли, она немедленно позвонила мне и крайне возбужденно потребовала, чтобы я на страницах той же "Правды" официально дезавуировал выступление Щедрина, как не соответствующее действительности (?!). Я с трудом отговорился, что мне нечего опровергать в выступлении композитора, поделившегося с читателями газеты своей творческой мечтой.

Нет сомнения, что агрессивная позиция Фурцевой объяснялась не только ее личными пристрастиями или антипатиями, но главным образом тем, что она не захотела противостоять высказываниям через печать и многочисленным письмам в "инстанции", где намерение станцевать роман Толстого подвергалось самой резкой критике. (Конечно же она имела весьма точную информацию о мнениях, слагавшихся на сей счет в "инстанциях"!)

Так или иначе, осуществление замысла "хореографизировать" роман Толстого было отложено на ряд лет. Однако за это время Плисецкая, которая не оставляла энергичных поисков своего репертуара, нашла единомышленников в осуществлении другого своего заветного замысла — создания балетной версии оперы Визе "Кармен".

Успех этого нового балета (премьера которого состоялась 20 апреля 1967 года) был во многом предопределен превосходной работой Родиона Щедрина — автора музыкальной транскрипции, в сюитной форме сконцентрировавшей узловые эпизоды знаменитой оперы Бизе. Скомпонованная применительно к требованиям балета, "Кармен-сюита" (так назвал Щедрин свое новое сочинение) одновременно приобрела самостоятельное значение и стала часто исполняемой в концертах симфонической музыки.



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Главного театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.