menu-options

Я был директором Большого театра. Часть 114

Последнее я испытал сполна. Дело в том, что при Михаиле Ивановиче родились, практически, все мои работы в Большом театре: "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Щелкунчик", "Спартак", "Лебединое озеро"... То есть, духовная поддержка моих работ, моих идей, действий была абсолютной.

Разумеется, Михаил Иванович хорош не тем, что меня поддерживал — он вообще поддерживал постоянный творческий дух театра, его подъем, уверенность в своих собственных силах. Мы, конечно, помним первый визит Большого театра в Милан, и ответные гастроли Ла Скалы в Москве. Чулаки тогда подружился с маэстро Гирингелли, любимым и подлинным "отцом" тогдашней Скалы. Я думаю, не случайно самая жизнь поставила их рядом. Михаил Иванович Чулаки был в то время, в 60-е годы, подлинным "отцом" Большого.

Он переживал его недостатки, несовершенства, пороки так же остро, как переживал, к примеру, музыку Сергея Прокофьева. Игра оркестра и блеск хрусталиков в интерьерах на люстрах должны были быть равно совершенными.

Гармония личности проявлялась во всем, даже в драматические моменты жизни. Его уход из Большого театра был достойным, был вне скандалов, вне пошлых пересудов и пены, которая обычно вздымается в России вслед уходящему. Он ушел профессором, композитором и никто не смел и не мог вспомнить ничего безнравственного вдогонку. Он ушел в 1970-м году не просто из театра, а как бы из того времени, ушел в мир музыки. Может быть, поэтому он так легко через некоторое время сюда же вернулся. Когда у меня возникли замыслы "Ивана Грозного", то Михаил Иванович мне сразу же ответил музыкой, то есть, ответил как художник. Ответил, возможно, понимая, сколь неоднозначным в глазах общества будет результат нашей работы.

Итак, Михаилу Ивановичу Чулаки исполнилось бы сегодня 85 лет. День рождения мы отмечаем без него. Но свет его личности снимает ощущение утраты и создает, наоборот, чувство легкости и удивительной природной гармонии. Значит — все что было, было не зря.

Юрий Григорович

Ноябрь, 1993.
 



СОДЕРЖАНИЕ

М. М. Чулаки. Поражение или победа?
М. Ростропович. "Дружба наша продолжалась всю жизнь"
Посвящение в руководители
Советуясь с историей и внимая побывальщинам
"Синдром театра"
Не танцем и пением единым
Зарубежные контакты
"Тайм-аут"
"Второе пришествие"
Начал... с осечки
"Большой" — "Ла Скала". Обменные гастроли
Результаты "челночных поездок". Знакомство с Г. Караяном
"Ла Скала" в Москве
Большой театр отправляется на гастроли в Милан
Новые планы, новые постановки
Сказание о "безбожной" деве Февронии
"Кармен" и "Анна" — хождение по мытарствам
Неожиданный финал
Ю. Григорович. Слово о Михаиле Ивановиче Чулаки 

 

М. Чулаки Я был директором Большого театра. — М: Музыка, 1994. — 135 с.; ил. ISBN 5-7140-0469-8

Это воспоминания известного советского композитора и общественного музыкального деятеля, который в период 1955-1970 годов дважды возглавлял Большой театр Союза ССР. Автор живо и увлекательно рассказывает о творческой деятельности коллектива, о сложных перипетиях, связанных с формированием репертуара, о своих встречах со многими выдающимися людьми. Издается впервые. Для широкого круга читателей.
 

© М. И. Чулаки, наследники, 1994 г.

© М. Л. Ростропович, 1994 г.,

вступительная статья © М. М. Чулаки, 1994 г.,

вступительная статья © Ю. Н. Григорович, 1994 г., послесловие



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Большого театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.