menu-options

Я был директором Большого театра. Часть 23

Я пригласил для переговоров Христова, объяснил ему ситуацию, и мы вместе с ним посетовали на обстоятельства и посочувствовали Рождественскому, тем более что Христов был чрезвычайно доволен совместной с ним работой. Я представил Христову другого дирижера -высокопрофессионального М. Ф. Эрмлера, долженствующего заменить заболевшего Рождественского, так как с самого начала Эрмлер был назначен дублером, присутствовал на всех репетициях начиная с первых спевок и был полностью в курсе подготовки спектакля. Христов с пониманием отнесся к вынужденной замене, но поставил условием, что с новым дирижером ему потребуется сызнова провести весь цикл репетиций — от спевок и до оркестровых!

Делать нечего... Но чтобы выкроить потребное репетиционное время, мы с Христовым и Эрмлером договорились, что спектакли с участием гастролера должны быть сдвинуты на 3-4 дня: и если первый из них состоится в день ранее объявленного второго, то второй будет специально объявлен в самом начале следующей декады. С тем мы и расстались, как будто бы ко взаимному удовлетворению.

Но не прошло и получаса, как раздался телефонный звонок Христова, он спрашивал, какой спектакль состоится в Большом театре вместо "Бориса Годунова" с его участием? Я несколько удивился и ответил, что мы не собираемся менять название, а лишь заменим исполнителя заглавной роли в соответствии с правилами, которыми руководствуемся вот уже чуть ли не полвека и которые доводятся до сведения публики во всех афишах ("дирекция оставляет за собой право заменять одного исполнителя другим"). Но артист настаивал именно на замене спектакля. Он не принимал моих объяснений, что в таком театре, как Большой, публика хотя и интересуется составом исполнителей, но идет в первую очередь на название, — она (публика) ждет от наших оперных спектаклей комплексных впечатлений: и стройного хорового пения, и слаженной оркестровой игры, и блеска танцевальных сцен, и великолепия сценического оформления, и, наконец, впечатляющего массового действия! Именно в этот сложный художественный комплекс и должно вписаться и засверкать всеми гранями созвездие солистов!!!

Конечно, я немного примитизировал соотношение вклада солистов и массовых коллективов в общее дело создания высокохудожественных спектаклей, но ведь не мог же я разъяснить ему — гастролеру типичного западного толка, что в составе труппы Большого театра есть артисты столь же высокого ранга, как и сам Христов, гастролирующие на лучших сценах мира!

Христов не стал мне перечить, доказывать свою правоту, а предпочел действовать тихой сапой. В своем гостиничном номере он собрал нечто вроде пресс-конференции и, сидя на чемоданах, заявил представителям западных газет и телеграфных агентств, что уезжает потому, что дирекция Большого театра создала ему невыносимые условия, о чем он будет рассказывать во всех тех странах, куда поедет после СССР! Волей-неволей пришлось и мне пригласить нескольких наиболее влиятельных газетчиков и изложить им действительное положение вещей.

А после этого я стал "чинить" спектакль, грозивший срывом. В этих целях я вызвал одного из лучших наших исполнителей роли Бориса Годунова — великолепного артиста-певца А. П. Огнивцева и попросил его срочно заменить Христова в двух объявленных спектаклях. Я понимал, что ставлю его в трудное положение, предлагая выступать вместо долгожданного гастролера, но в глубине души надеялся, что он правильно поймет сложившуюся ситуацию и патриотические чувства в нем превысят амбицию. И не ошибся. Огнивцев только сказал с некоторой укоризной: "Я так и думал, что выручать театр придется русскому певцу", — и превосходно спел оба спектакля, вызвав восторженные овации публики.



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Большого театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.