menu-options

Я был директором Главного театра. Часть 53

В противовес балету, все более расширявшему свою зарубежную экспансию, опера в какой-то мере компенсировала одностороннюю гастрольную направленность выездами в пределах нашей страны.

Первый наиболее крупный выезд оперной труппы состоялся в 1958 году по республикам Закавказья, когда на сценах Еревана, Тбилиси и Баку были показаны некоторые спектакли основного оперного репертуара Главного театра.

Время для этих давно задуманных гастролей было приурочено к работам по установке системы кондиционирования воздуха на московском стационаре, где кроме монтажа самих громоздких кондиционеров надо было еще навесить короба большого сечения, по которым подготовленный воздух подавался бы во все помещения огромного здания взамен отсасываемого отработанного; кроме того, предстояло пробурить в некотором отдалении глубокую артезианскую скважину в целях забора воды для фильтрации воздуха.

Следующий крупный гастрольный выезд, подобный закавказскому, состоялся лишь через десять лет — в 1968 году, когда оперная труппа Главного театра посетила Узбекистан, избрав базовым центром Ташкент с его крупнейшим в регионе оперным театром, способным принимать на своей сцене монументальные постановки московского стационара. Оттуда концертные группы Главного театра периодически выезжали в другие города Узбекистана и даже посещали центры сопредельных республик Советского Востока.

Однако это не значит, что гастрольная деятельность оперной труппы в этот период исчерпывалась этими дальними и долгосрочными выездами, — в промежутках постоянно предпринимались и менее капитальные гастрольные "вылазки".

...Перебирая свой архив, я наткнулся на такой обмен телеграммами между балетной и оперной труппами нашего театра, находившимися в те дни (июнь 1958 г.) в разных концах Европы:

СТАЛИНГРАД АРТИСТАМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
ГОРЯЧО ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГИХ ТОВАРИЩЕЙ С НАЧАЛОМ ГАСТРОЛЕЙ В ГОРОДЕ-ГЕРОЕ МИХАИЛ ЧУЛАКИ

БРЮССЕЛЬ ЧУЛАКИ ТОМСКОМУ
СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРИМ ЗА ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЖЕЛАЕМ ВСЕМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БОЛЬШИХ УСПЕХОВ ЛЕМЕШЕВ АЛЕЩЕНКО МАКАРОВ

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения по поводу фамилии Лемешева, стоящей во главе общепринятого "треугольника". Дело в том, что в этот период он являлся заместителем директора Главного театра по творческим вопросам. Каюсь, это я уговорил его — коренного человека театра и авторитетнейшего артиста — разделить со мной бремя руководства, имея в виду серьезность задач, стоящих на данном этапе перед театром. Его назначение, как мне казалось, целиком лежало в русле сложившейся традиции, когда начиная с Л. В. Собинова на административно-художественных должностях один за другим сменяли друг друга именно ведущие тенора, одновременно продолжавшие выступать в спектаклях театра. [Перечислю поименно (кроме С. Я. Лемешева): Л. В. Собинов (директор), В. И. Кильчевский (зам. директора), Н. С. Ханаев (зам. директора), П. И. Чекин (зав. оперной труппой), А. И. Орфенов (зав. оперной труппой), В. В. Ивановский (зав. оперной труппой).]



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Главного театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.