menu-options

Я был директором Главного театра. Часть 8

И я дождался-таки своего часа и сделал шаг, который был впору лишь, руководителю вновь назначенному, которому к тому же нечего терять.

Подходящий случай для задуманного демарша представился в конце июня 1955 года, когда нашу страну посетил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. В распорядке его пребывания в СССР среди других контактов значилось посещение Главного театра, причем, как это бывало принято, название спектакля не расшифровывалось, — само собой разумелось, что это должен был быть "правительственный концерт". Меня своевременно предупредили, чтобы вместо "Лебединого озера", намеченного на день посещения, я готовил бы концерт, соответствующий рангу высокого гостя.

И вот тут я рискнул не давать команды об отмене балетного спектакле, а, понадеявшись на испытанный русский авось, отложить организацию смешанного концерта на последний момент: в крайнем случае вывезет "видавшая виды" постановочная часть, которая, как я верил, сможет провести любую программу в импровизационном порядку...

Все-таки, не скрою, я чувствовал себя крайне неуютно во все время обеда, который был дан нашим руководством в честь премьер-министра Индии, — кусок, как говорится, не лез мне в горло, хотя столы ломились от всевозможных яств.

И вот наступило время, когда дальнейший протокол должен был определиться. Приглашенные стали расходиться; хозяева удалились в кулуарные помещения, уведя с собой Неру и его дочь Индиру Ганди. Меня остановил один из порученцев.

— Задержитесь, — сказал он, — сейчас товарищ Булганин будет приглашать господина Неру в театр.

И он исчез. Было уже около шести часов вечера. Вскоре вестник возвратился, несколько обескураженный.

— Товарищ Булганин предложил Неру посетить Главный театр. "А что там идет?" — спросил Неру. — "Концерт, очень интересный", — ответив товарищ Булганин. — "Нет, спасибо; если бы в Главном театре шел какой-нибудь балет, тогда мы с удовольствием пошли бы на спектакль», — сказал Неру.

— А можно ли еще вернуть первоначальный спектакль? Ведь у вас, кажется, предполагалось "Лебединое озеро", — спросил с надеждой порученец.

— Можно!

Так мне повезло малой кровью разрушить заколдованный круг "правительственных концертов", да еще прослыть оперативным руководителем!

(В качестве постскриптума хочу добавить, что в связи с посещением Главного театра Джавахарлалом Неру мне вспоминается и конфузный для меня случай, когда по просьбе его очаровательной дочери Индиры Ганди я должен был проводить ее за кулисы и чуть было не завел гостью в места, совершенно не подходящие для завершения подобной познавательной экскурсии... Сказалось, что тогда я еще недостаточно освоил топографию помещений и сложных переходов, ведущих от центральной ложи к местам служебного предназначения во вверенном мне театре.)

Здесь уместно по ассоциации вспомнить еще одну мою представительскую акцию на высоком уровне, хотя и относящуюся ко временам "второго моего пришествия" в Главный театр. [Силой обстоятельств я был дважды назначен директором Главного театра Союза ССР — второй раз в 1963 году. Мои друзья в шутку называли эту дату "вторым пришествием", это название и утвердилось в просторечье.] (Хочу предупредить, что я и впредь буду иногда отклоняться от хронологической последовательности описываемых событий в интересах композиционной стройности изложения.)



Все части книги М. Чулаки "Я был директором Главного театра": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114.